WordPress

Белые тела рассеивают лучи всех цветов

Белые тела рассеивают лучи всех цветов - картинка 1

Белые тела, которые освещаются белым светом, мы видим белыми, потому что они:

Ваш ответ

решение вопроса

  • Все категории
  • экономические 42,689
  • гуманитарные 33,414
  • юридические 17,860
  • школьный раздел 591,662
  • разное 16,674

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

http://www.soloby.ru/1226565/%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B0%D1%8E%D1%82%D1%81%D1%8F-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%BC-%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BC-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%BC-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%BC%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BC%D1%83

Белые тела рассеивают лучи всех цветов

Reshak.ru — сборник решебников для учеников старших классов. Здесь можно найти решебники, ГДЗ, переводы текстов по школьной программе. Практически весь материал, собранный на сайте — сделанный для людей. Все решебники выполнены качественно, с приятной навигацией. Вы сможете скачать гдз, решебник английского, улучшить ваши школьные оценки, повысить знания, получить намного больше свободного времени.

Главная задача сайта: помогать школьникам в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал гдз совершенствуется, добавляются новые сборники решений.

Информация

© adminБелые тела рассеивают лучи всех цветов - картинка 2reshak.ru

http://reshak.ru/otvet/reshebniki.php?otvet=paragraph/49&predmet=per9

Дисперсия света. Цвета тел

Урок 41. Физика 9 класс (ФГОС)

Конспект урока «Дисперсия света. Цвета тел»

Мы привыкли видеть окружающий нас мир, наполненным многообразием различных цветов и цветовых оттенков. Но задумывался ли кто-нибудь из вас, что же такое цвет тел? Можем ли мы рассматривать цвет как одно из основных свойств материальных объектов?

Белые тела рассеивают лучи всех цветов - картинка 3

Долгое время вопросами о природе цвета занимались в основном художники, поэты и философы. Но чаще всего их рассуждения касались пропорции смешения различных цветов, и на этой основе строились те или иные теории цвета. Например, ещё в четвёртом веке до нашей эры древнегреческий учёный Аристотель выдвинул свою теорию цветов, согласно которой солнечный свет является простым, а все остальные цвета получаются из него в результате смешивания с различным количеством тёмного цвета.

Подобные теории выдвигались и значительно позднее такими учёными, как Рене Декарт, Иоганн Кеплер и Роберт Гук. Однако научного обоснования природы цветов не было в плоть до 1666 года. В этом году Исаак Ньютон, занимаясь усовершенствованием телескопов, обратил внимание на интересный факт: изображение, получаемое с помощью объектива телескопа, было окрашено по краям. Предполагая, что это может быть как-то связано с явлением преломления света, он направил узкий пучок солнечного света, образованного малым отверстием в ставне, на грань стеклянной призмы, установленной в затемнённой комнате. При этом на экране появилось удлинённое изображение щели, состоящее из ряда цветных полос семи основных цветов, плавно переходящих друг в друга.

Белые тела рассеивают лучи всех цветов - картинка 4

Получившуюся на экране цветную полоску Ньютон назвал спектром (от латинского видение). Из проведённого опыта следовало, что белый свет является сложным: пройдя через призму, он разлагается на пучки различных цветов.

Однако далеко не все современники Ньютона согласились с этим выводом: слишком уж необычным казалось это предположение. При этом возник ряд вопросов. Во-первых, почему белый свет, входящий в призму, выходил из неё в виде цветной полосы, содержащей семь основных цветов? Во-вторых, почему круглый в сечении пучок после преломления в призме оказался существенно растянутым в длину? И, наконец, влияет ли вещество самой призмы на окрашивание белого света?

Между тем Ньютон нашёл простой и убедительный способ доказательства справедливости своей теории. Для этого он на пути пучка, прошедшего через призму, поместил собирающую линзу: вышедший из неё пучок в точке схождения лучей вновь становился белым. Таким образом, опыты Ньютона убедительно свидетельствовали о том, что белый свет имеет сложную структуру.

Следующие опыты Ньютона были посвящены изучению влияния вещества призмы на характер окрашивания светового пучка. Для этого он закрывал отверстие в ставне поочерёдно синим и красным стеклом и наблюдал при этом синее и соответственно красное пятно на стене. Это означало, что призма не может влиять на цвет светового пучка.

Белые тела рассеивают лучи всех цветов - картинка 5

Опытным путём Ньютон нашёл ответ и на другой важный вопрос: почему пучки разных цветов по-разному отклоняются призмой? В своём фундаментальном трактате «Оптика» Ньютон так сформулировал полученный им вывод: «Световые пучки, отличающиеся по цвету, отличаются по степени преломляемости. В наибольшей степени преломляются фиолетовые пучки, в наименьшей красные».

Чтобы подтвердить предположение Ньютона, проведём современный опыт. Возьмём оптический диск с осветителем, возле объектива которого поставим диафрагму с горизонтальной щелью и фиолетовый светофильтр (то есть фиолетовое стекло). Включив осветитель будем наблюдать на диске луч света фиолетового цвета. Если заменить светофильтр на красный, то цвет луча поменяется также на красный.

Белые тела рассеивают лучи всех цветов - картинка 6

А теперь на пути красного светового пучка поставим треугольную призму. Как видим, пройдя через неё луч отклоняется от своего первоначального положения в сторону более широкой части призмы.

Заменим красный светофильтр обратно на фиолетовый. Не трудно увидеть, что изображение щели, полученное в фиолетовых цветах, отклониться в туже сторону, что и красный луч, но уже на гораздо больший угол.

Как известно, показатель преломления среды зависит от скорости света в веществе. Следовательно, пучок фиолетового цвета преломляется в большей степени потому, что фиолетовый цвет имеет в веществе наименьшую скорость. Красные же лучи преломляются меньше других потому, что их скорость в веществе наибольшая.

Это означает, что показатель преломления вещества, из которого сделана призма, зависит не только от свойств самого вещества, но и от частоты проходящего через него света.

Зависимость показателя преломления среды от цвета световых лучей Ньютон назвал дисперсией света.

Фиолетовый и красный лучи, выделенные нами в опыте, при прохождении через призму не разлагались в спектр. Это говорит о том, что цветные лучи являются простыми или, как их ещё называют, монохроматическими.

Мы уже говорили о том, для сложения спектральных цветов Ньютон в своём опыте использовал собирающую линзу. Вышедший из неё пучок в точке схождения лучей становился белым. Однако сложить спектральные цвета и получить белый цвет можно и на более простом опыте. Возьмём центробежную машину и укрепим на её валу диск с разноцветными секторами. При быстром вращении диска создаётся впечатление, что он белого цвета.

Белые тела рассеивают лучи всех цветов - картинка 7

Ньютон не только открыл дисперсию света, но и впервые ввёл цветовой график — цветовой круг Ньютона. На основе цветового графика и графического сложения цветов напрашивается вывод о том, что любой цвет можно получить смешением всего трёх цветов. Но потребовалось более ста лет после смерти Ньютона, чтобы этот основной закон цветоведения был окончательно установлен и нашёл своё объяснение в предположении о трёхцветной природе зрения.

Первые попытки объяснения многообразия воспринимаемых цветов принадлежат Томасу Юнгу. Он предположил, что в глазу находятся три вида светочувствительных нервных окончаний.

Белые тела рассеивают лучи всех цветов - картинка 8

При раздражении волокон каждого отдельного вида возникают ощущения красного, зелёного и фиолетового цветов. Если же раздражаются волокна всех видов, то возникают ощущения всевозможных оттенков.

Юнг также первый правильно назвал одну из триад основных цветов: красный, зелёный и фиолетовый. Для определения сложных цветов он предложил пользоваться графиком, подобным цветовому кругу, но имеющим форму треугольника, в вершинах которого находятся точки трёх основных цветов.

Белые тела рассеивают лучи всех цветов - картинка 9

Позже многие исследователи проводили измерения для выражения всех цветов спектра тремя основными. Относительно точные данные были получены лишь в двадцатых годах двадцатого века Уильямом Дэвидом Райтом и Джоном Гидом. Их опытные данные после пересчёта на единую триаду основных цветов очень хорошо совпали. Поэтому в 1931 году Конгресс Международной Осветительной Комиссии принял эти данные в качестве основы для международных систем измерения цветов — RGB, от английских слов красный, зелёный и синий.

А в 1947 году Рагнар Артур Гранит провёл серию опытов на живом глазу некоторых животных, обладающих цветовым зрением. В результате он обнаружил наличие в глазу трёх видов приёмников: сине–, зелено– и красно–чувствительного. Таким образом, подтвердилась трёхцветная теория Юнга, которая хотя и была очень достоверной, но все же оставалась гипотезой.

Белые тела рассеивают лучи всех цветов - картинка 11

Итак, мы уже выяснили, что окружающий нас мир является красочным именно потому, что солнечный свет является сложным. Но всё же пока непонятно, почему траву и листья растений мы видим зелёными, мак — красным, а одуванчик — жёлтым? Почему различные предметы, освещённые одним и тем же солнечным светом, имеют разный цвет?

Чтобы разобраться в этом, проведём простой опыт. С помощью установки, получим на экране спектр белого света.

Белые тела рассеивают лучи всех цветов - картинка 12

Теперь возьмём бумажную полоску зелёного цвета и закроем ей часть спектра. Как видим цвет полоски остался зелёным только в той области спектра, где на неё падают зелёные лучи. В других же частях спектра она либо меняет оттенок, как в жёлтой области, либо вообще выглядит тёмной. Это означает, что тела, имеющие зелёную окраску, способны отражать в основном зелёные лучи, а остальные поглощают. Аналогично тела, имеющие красную окраску, в основном отражают красные лучи. Белые тела, которые освещаются дневным светом, в равной степени отражают лучи всех цветов, поэтому мы их видим белыми. Чёрные же тела представляются нам чёрными потому, что они поглощают практически все падающие на них лучи.

Различные же цвета прозрачных тел обусловлены составом того цвета, который прошёл через них.

В настоящее время, для получения хороших и ярких спектров используются специальные оптические приборы. Одним из них является спектроскоп, изобретённый в тысяча восемьсот пятнадцатом году немецким физиком Йозефом Фраунгофером. Рассмотрим устройство двухтрубного спектроскопа. Он состоит из окуляра, зрительной трубы, объективов, коллиматора и щели.

Белые тела рассеивают лучи всех цветов - картинка 13

При наблюдении спектров щель направляют на источник света и с помощью объективов и окуляра добиваются появления чёткого изображения. Поскольку щель расположена в фокальной плоскости линзы, то свет выходит из линзы параллельным пучком и попадает на призму. Из призмы выходят уже параллельные пучки разного направления (мы указали только крайние лучи двух пучков фиолетового и красного цветов). Эти пучки, преломившись в линзе зрительной трубы, образуют в её фокальной плоскости изображение щели. Причём, изображения, соответствующие разным частотам, приходятся на разные места в окуляре.

Если в качестве исследуемого света выступает белый свет, то изображения щели сливаются в одну цветную полосу всех основных цветов. Если же исследуемый свет является смесью нескольких монохроматических, то спектр получится в виде узких линий соответствующих цветов, разделённых широкими тёмными промежутками.

В заключении урока отметим, что дисперсией света также объясняется и такое явление, как радуга на небосклоне после дождя. Дело в том, что простой солнечный свет рассеивается на мелких капельках воды, которые остались в воздухе после дождя. Когда из воздуха исчезают капли воды, все семь цветов радуги снова сливаются в один белый свет.

http://videouroki.net/video/41-dispersiya-sveta-cveta-tel.html

§ 60. Дисперсия света. Цвета тел. —

Вопросы.

1. С какой целью ставился опыт, изображенный на рисунке 161, и как он проводился? Каков результат опыта и какой вывод из него следует?

Белые тела рассеивают лучи всех цветов - картинка 15

Опыт на рис. 161 ставился с целью выявить зависимость между частотой световой волны и ее показателем преломления.
Через диафрагму пропустили пучок белого цвета. Поочередно с помощью красного и синего светофильтра получили изображение щели красного и синего цвета на экране. Их положение при этом было одинаковым. Затем расположив на пути пучка треугольную стеклянную призму было замечено, что свет различной окраски отклоняется призмой по разному (синий больше чем красный).
Следовательно абсолютный показатель преломления стекла зависит не только от материала, из которого изготовлена призма, но и от частоты (цвета) света.

2. Что называется дисперсией света?

Дисперсией света называется зависимость показателя преломления вещества и скорости света от частоты световой волны.

3. Расскажите об опыте по преломлению белого света в призме. (Ход опыта, результаты, вывод.)

Ход опыта: Через треугольную стеклянную призму пропустили пучок белого света.
Результаты: Пучок отклонился к более широкой части призмы и разложился в спектр.
Выводы: Белый свет является сложным, состоящим из волн разных цветов (частот).

4. Какой свет называется простым? Как иначе называют свет простых цветов?

Свет больше не разлагающийся призмой, т.е. состоящий из лучей одного света, называется простым или монохроматическим.

5. В чем мы удостоверились, собрав с помощью линзы свет всех цветов спектра в белый?

Мы удостоверились, что белый цвет является составным.

6. Расскажите об опыте, изображенном на рисунке III цветной вклейки.

При быстром вращении картонного диска с разноцветными секторами создается впечатление, что он белый.

7. В чем заключается физическая причина различия цветов окружающих нас тел?

Это обусловлено тем, что тела разной окраски поглощают и отражают лучи разных цветов в разных отношениях.

Упражнения.

1. На столе в темной комнате лежат два листа бумаги — белый и черный. В центре каждого листа наклеен оранжевый круг. Что мы увидим, осветив эти листы белым светом? оранжевым светом такого же оттенка как и круг?

При освещении белым цветом мы увидим белый и черный листы с наклеенными на них оранжевыми кругами. При освещении оранжевым цветом на белый лист станет отражать оранжевый цвет и мы не увидим на нем круга, а на черном листе мы увидим оранжевый круг.

2. Напишите на белом листе бумаги первые буквы названий всех цветов спектра фломастерами соответствующих цветов: К — красным, О — оранжевым, Ж — желтым и т. д. Рассмотрите буквы через трехсантиметровый слой ярко окрашенной прозрачной жидкости, налитой в тонкостенный стакан. Запишите результаты наблюдений и объясните их.
Указание: в качестве указанной жидкости можно использовать, например, малиновый или лимонный сиропы, различные соки и т. п.

При рассматривании цветных букв через окрашенные растворы можно наблюдать, что буквы того же цвета что и раствор, становятся малозаметными, а другие изменяют свой цвет. Это связано с тем, что окраска вещества связана с его способностью отражать и поглощать определенные цвета.

3. Почему при дневном и вечернем освещении цвет одного и того же тела немного различается?

Днем небо выглядит синим, а вечером небо вблизи горизонта, окрашиваются в красные тона, следовательно днем и вечером свет от солнца имеет разный цвет, потому и оттенки освещаемых им тел отличаются.

http://fizikadz.ru/9-klass/gdz-k-uchebniku-po-fizike-peryshkin-8-klass/60.-dispersiya-sveta.-cveta-tel.html

Вопросы § 49

Физика А.В. Перышкин

1.Что называется дисперсией света?

Дисперсией света называется зависимость показателя преломления вещества и скорости света от частоты световой волны.

2. Расскажите об опыте по преломлению белого света в призме. (Ход опыта, результаты, вывод.)

Ход опыта: Через треугольную стеклянную призму пропустили пучок белого света.

Результаты: Пучок отклонился к более широ­кой части призмы и разложился в спектр.

Выводы: Белый свет является сложным, состо­ящим из волн разных цветов (частот).

3. Расскажите об опыте, изображённом на рисунке 152.

Опыт на рис. 152 ставился с целью выявить зависимость между частотой световой волны и ее показателем преломления.

Через диафрагму пропустили пучок белого цве­та. Поочередно с помощью красного и синего све­тофильтра получили изображение щели красного и синего цвета на экране. Их положение при этом было одинаковым. Затем расположив на пути пуч­ка треугольную стеклянную призму было замечено,
что свет различной окраски отклоняется призмой по разному (синий больше чем красный).

Следовательно абсолютный показатель прелом­ления стекла зависит не только от материала, из которого изготовлена призма, но и от частоты (цве­та) света.

4. В чём заключается физическая причина различия цветов окружающих нас тел?

Это обусловлено тем, что тела разной окраски поглощают и отражают лучи разных цветов в разных отношениях.

5. Используя рисунок 151, расскажите об устройстве спектрографа.

Он состоит из коллиматора, призмы, двух линз и фотопластинки. В коллиматоре имеется узкая щель, через которую свет входит в прибор и расширяющимся пучком падает на линзу. Так как щель расположена в фокальной плоскости этой линзы, то свет выходит из нее параллельным пучком и падает на призму. Волны разных частот (цветов) отклоняются призмой на разные углы, поэтому из призмы выходят параллельные пучки разного направления. Эти пучки, преломившись во второй линзе, образуют на фотопластинке, расположенной в ее фокальной плоскости, изображение щели.

6. Что такое спектрограмма?

Спектрограммой называется фотография спек­тра.

7. Чем спектрограф отличается от спектроскопа?

В спектроскопе изображение наблюдается глазом с помощью линзы в реальном времени, а в спектрографа оно переносится на фотопластинку, т.е. сохраняется для более детального изучения.

http://kupuk.net/9-klass/fizika-a-v-peryishkin/voprosyi-49/

Белые тела рассеивают лучи всех цветов

Учебник Физика 7 класс Кривченко И.В., размещённый в этой рубрике, включён в федеральный перечень учебников в соответствии с ФГОС. Учебник в цветном полиграфическом исполнении с твёрдым переплетом объёмом 150 страниц вышел из печати в июле 2015 г. в пятом издании. Учебник физики 7 класса рассчитан на 2 урока в неделю и содержит 6 тем курса физики, которые перечислены ниже.

Учебник Физика 8 класс Кривченко И.В., размещённый в этой рубрике, включён в федеральный перечень учебников в соответствии с ФГОС. Учебник в цветном полиграфическом исполнении с твёрдым переплетом объёмом 150 стр. вышел из печати в июле 2015 г. в четвёртом издании. Учебник физики 8 класса рассчитан на 2 урока в неделю и содержит 5 тем курса физики, которые перечислены ниже.

Учебник Физика 9 класс Кривченко И.В., размещённый в этой рубрике, включён в федеральный перечень учебников в соответствии с ФГОС. Учебник в цветном полиграфическом исполнении с твёрдым переплетом объёмом 150 стр. вышел из печати в июле 2015 г. в третьем издании. Учебник физики 9 класса рассчитан на 2 урока в неделю и содержит 4 темы курса физики, которые перечислены ниже.

Белые тела рассеивают лучи всех цветов - картинка 17 Физика 9 класс, тема 12. Введение в кинематику (16+2 ч)
Что такое кинематика. Относительность движения. Путь и перемещение.
Сложение и вычитание векторов. Проекции векторов на координатные оси.
Равномерное движение. Мгновенная скорость. Равноускоренное движение.
Графическое описание движений. Равномерное движение по окружности. Белые тела рассеивают лучи всех цветов - картинка 18 Физика 9 класс, тема 13. Введение в динамику (13+2 ч)
Что такое динамика. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Законы Гука и Кулона-Амонтона. Закон всемирного тяготения.
Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Белые тела рассеивают лучи всех цветов - картинка 19 Физика 9 класс, тема 14. Введение в оптику (11+1 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света.
Зеркала. Преломление света. Линзы. Оптические приборы.
Дисперсия света и цвета тел. Фотография и полиграфия.
Корпускулярно-волновой дуализм. Белые тела рассеивают лучи всех цветов - картинка 20 Физика 9 класс, тема 15. Введение в квантовую физику (7+1 ч)
Физика XX века. Явление радиоактивности. Регистрация частиц.
Строение атома. Характеристики атомного ядра. Ядерные реакции.
Природа и свойства радиоактивных излучений. Энергия связи ядра.
Энергия ядерных реакций. Ядерная энергетика. Физика XXI века.

Для перехода к параграфам кликайте нумерацию 01 02 03 04 05 и т.д. вверху страницы. Параграфы каждой темы курса физики снабжены интерактивными вопросами и заданиями.

Физика.ru • Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей

http://www.fizika.ru/kniga/index.php?mode=paragraf&theme=14&id=14090

Белые тела которые освещаются белым светом мы видим белыми потому что они:
А. В равной степени рассеивают лучи всех цветов
Б. Поглощают лучи всех цветов
В. Преломляют лучи всех цветов
Г. Поглощают тёмные лучи, рассеивают светлые лучи

Белые тела рассеивают лучи всех цветов - картинка 21

поглощают лучи всех цветов

Белые тела рассеивают лучи всех цветов - картинка 22

Если ответ по предмету Математика отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

http://troechka.com/physics/1151637

Белые тела рассеивают лучи всех цветов

Светящиеся и несветящиеся тела

Для изучения вопросов, связанных с цветом, часто бывает важно знать определенные свойства окружающих нас предметов. Прежде всего отметим, что все их можно разделить на тела светящиеся и несветящиеся. Цвет и интенсивность большинства источников света зависят от температуры их накала. В картографии все большее значение приобретает применение веществ, излучающих «холодный» свет. Люминесцентные составы применяются при подготовке некоторых карт к изданию, с их помощью создаются некоторые полетные карты (для ночных полетов). Очевидны большие перспективы применения люминесцентных составов в оформлении школьных, демонстрационных, агитационно-пропагандистских карт. Однако вопросы использования люминесцентных составов в оформлении карт недостаточно разработаны, и карт сргх применением создано очень мало.

Несветящихся тел во много раз больше, чем светящихся. Цвет таких тел зависит от того, как они поглощают, пропускают или отражают падающий на них свет.

Прозрачные и непрозрачные тела

Прозрачными считаются тела, если свет может проходить сквозь значительную их толщу, непрозрачными — тела, через толщу которых свет не проходит. Заметим, однако, что идеально прозрачных или идеально непрозрачных тел нет. Цвет непрозрачного тела определяется теми лучами, которые от него отражаются. Цвет прозрачных тел, если их рассматривать на просвет, определяется лучами, прошедшими сквозь тело.

Краски тоже могут быть прозрачными (лессировочные) или непрозрачными (кроющие). Кроющая способность красок, как и их прозрачность, зависит от соотношения показателей преломления пигмента и связующего вещества (среды, окружающей частицы пигмента). Чем больше показатель преломления пигмента относительно связующего вещества, т. е. относительный показатель преломления, тем больше света отразится от поверхности частиц пигмента на границе этих двух сред и меньше проникнет вглубь частиц.

Так, например, хорошая кроющая способность титановых белил (масляной краски) объясняется тем, что разница между показателями преломления пигмента (2,7) и масла (1,5) значительна. Показатель преломления мела 1,6, и чтобы получить хорошую кроющую краску, надо разводить его не в масле, а в воде.

Видимый нами цвет краски определяется суммарно действующими на глаз лучами, из которых одни отразились от самой поверхности (это — «белые» лучи), другие — от частиц пигмента в верхнем слое краски (эти лучи прошли сквозь небольшой слой частиц пигмента и слабо окрашены), третьи — от частиц пигмента, расположенных более глубоко, и окрашены сильнее и, наконец, лучами, которые прошли сквозь весь слой краски и отразились от подложки (например бумаги). Не рассматривая сложных явлений отражения, пропускания и поглощения в красочном слое, отметим, что наиболее насыщенные, чистые цвета можно получать именно прозрачными красками, т. е. красками, в которых пигмент и связующее вещество имеют близкие показатели преломления. Свет в слой прозрачной краски проникает глубже и степень избирательности поглощения будет больше. Поэтому прозрачность — одно из важных условий, предъявляемых к краскам для печати карт (особенно их фоновых элементов).

Отражение от поверхностей

При решении оформительских задач в картографии нередко бывает нужно учитывать отражательные свойства поверхностей. Все поверхности по их отралсательным свойствам принято разделять на блестящие, глянцевые и матовые.

От блестящих (очень гладких) поверхностей лучи отражаются направленно, по закону «угол падения равен углу отражения». Матовые (шероховатые) поверхности отражают лучи рассеянно, во всех направлениях. Глянцевые же поверхности обладают промежуточными свойствами.

При матовой фактуре поверхности лучи «белого» света, не успевшие еще проникнуть внутрь красочного слоя и отраженные от поверхности, подмешиваются к цветным лучам, идущим из слоя краски, и понижают насыщенность цвета, делают его несколько белесым.

Если красочную работу поместить под стекло или покрыть ее поверхность прозрачным лаком, часть лучей падающего света отразится от гладкой поверхности стекла (лака) под определенным углом. И если точка наблюдения выбрана так, что эти лучи не попадут в глаз (в противном случае будет виден блик, мешающий восприятию), зритель увидит более чистые, насыщенные краски, чем при матовой фактуре поверхности. При печати на гладкой, например мелованной, бумаге краски выглядят более чистыми и «сочными», чем на шероховатой. Поэтому хорошие репродукции с художественных произведений печатают на мелованной бумаге, художники свои картины покрывают лаком или помещают под стекло, на фотографиях, в частности цветных, «накатывают глянец» и т. д. Поэтому и карты, если хотят, чтобы краски выглядели более «сочными», помещают под стекло (например, в музеях и на выставках) или покрывают лаком. Лаком были покрыты, например, карты в атласе «Промышленность СССР на начало 2-й пятилетки» (1934 г.), что существенно улучшило их внешний вид. Тот же, в принципе, эффект достигается припрессовыванием прозрачной пленки при издании карт в современной технологии.

Изменение цвета клеевых красок при высыхании

Изменение цвета клеевых красок, например акварельных, при высыхании объясняется изменением относительного показателя преломления. При высыхании вода, заполнявшая пространство между частицами пигмента, заменяется воздухом. Показатель преломления пигмента относительно воздуха больше, чем относительно воды, в результате чего увеличивается доля света, отраженного от поверхности частиц пигмента. Увеличением доли этого «белого» света в общем потоке, идущем от краски, объясняется некоторое повышение ее светлоты и потеря насыщенности. Вторая причина такого изменения цвета заключается в том, что гладкая поверхность мокрой краски после высыхания становится шероховатой, матовой, свет будет отражаться уже не направленно, а рассеянно и понизит насыщенность цвета.

Изменение цвета красок при смешении с белилами

Среды, содержащие во взвешенном состоянии частгщы, препятствующие прохождению света, принято называть мутными средами. Примерами таких сред могут служить земная атмосфера, разведенное молоко, мутными средами являются и красочные смеси. Характерно, что сквозь мутные среды лучше проходят лучи длинноволновой части спектра, коротковолновые же лучи сильно рассеиваются. Поэтому, если смотреть на просвет (в проходящем свете), мутные среды приобретают теплый цвет, так как «часть коротковолновых лучей спектра рассеялась и не попала в глаз. В отраженном свете они имеют голубоватый (холодный) цвет из-за влияния рассеянных коротковолновых лучей.

При подмешивании к краске белил, естественно, повышается ее светлота и понижается насыщенность. Однако некоторые краски при этом заметно меняют и цветовой тон — в сторону более холодного цвета. Так, цвет пурпурных красок изменяется в сторону фиолетового, зеленые краски в смеси с белилами голубеют, смеси черной и белой красок дают обычно холодный, синевато-серый цвет. Это объясняется тем, что красочная смесь с белилами становится еще более мутной средой, сильно рассеивающей коротковолновые лучи, присоединение которых и изменяет цветовой тон.

Если требуется сделать краску более светлой, нужно иметь в виду, что ее разбавление и подмешивание к краске белил приводят к разным результатам.

Изменение цвета при изменении спектрального состава освещения

Отражательные свойства предмета — это объективные свойства, их можно считать постоянными. Поэтому при изменении спектрального состава падающего на предмет света будет изменяться и состав отражаемого света. Белая бумага, например, при освещении ее красным фонарем будет казаться красной, зеленый рисунок на белой бумаге будет при таком освещении казаться черным на красном фоне.

Свет электрических ламп накаливания по своему спектральному составу заметно отличается от дневного «белого» света. Дневной свет содержит больше голубых, а искусственный вечерний — больше желтых лучей.

Кривые, выражающие спектральную характеристику красок (см. рис. 87), строятся при условии освещения идеально белым светом, спектральная характеристика которого изобразится прямой линией, параллельной оси абсцисс. При освещении иным светом цвет окрашенной поверхности изменится, а значит, изменится и характеризующая его кривая.

Примеры изменения цветов при электрическом освещении по сравнению с дневным:

По цветовому тону: оранжевые — краснеют; голубые — зеленеют; синие (некоторые) — краснеют, т. е. становятся ближе к фиолетовым; фиолетовые — краснеют (приближаются к пурпурным) .

По светлоте: красные, оранжевые, желтые — светлеют; зеленые, голубые, синие, фиолетовые — темнеют; желто-зеленые — не изменяются.

По насыщенности: красные становятся насыщеннее; оранжевые — тоже; светло-желтые — белеют (трудно отличаются от белого); синие — теряют насыщенность.

При работе с красками надо иметь в виду, что их цвета при рассматривании в условиях дневного освещения, при свете ламп накаливания, при свете дуговых фонарей или ртутных ламп будут заметно отличаться в соответствии с избирательными свойствами каждой краски, следовательно, по-иному будут выглядеть и сочетания цветов. Например, зеленые и голубые цвета, так часто встречающиеся на картах рядом, лучше различаются при дневном свете, чем при электрическом. Этим можно объяснить, что на некоторых картах при электрическом освещении недостаточно хорошо различается береговая линия.

Чтобы представить себе днем, как сочетания цветов будут выглядеть при электрическом освещении, работу надо рассматривать сквозь оранжево-желтое стекло.

Полезно знать, например, что пятна, затеки и другие дефекты окрашивания голубой или синей краской при свете ламп накаливания будут более заметны (так как голубой и синий темнеют), тогда как при дневном свете моря и океаны будут казаться окрашенными более ровно. Изъяны же в наложении желтых, оранжевых красок, наоборот, будут более заметны при дневном освещении.

Работать с красками лучше в условиях дневного освещения или же при лампах дневного света. Условия освещения для работы картографов-художников, пробистов, печатников, приемщиков и других специалистов, работающих с красками, должны отвечать определенным стандартам и быть постоянными.

Изменение цвета предметов при их отдалении

При рассматривании предметов с большого расстояния отраженные от них лучи на пути к глазу проходят сквозь значительную толщу атмосферы, являющейся мутной средой. Встречая на своем пути множество различных находящихся в атмосфере частиц (молекул газов, микроорганизмов, водяного пара, пылинок и т. д.), часть лучей рассеивается в воздухе, отклоняясь в разные стороны, и не доходит до нашего глаза. Этим объясняется, например, уменьшение светлоты освещенных склонов гор, а при рассматривании гор сверху, например с самолета,— меньшая светлота низких участков освещенных склонов гор. Если же рассматривать черные или очень темные предметы, расположенные далеко, то они кажутся более светлыми за счет света, рассеянного в атмосфере (ведь от темного свет почти не отражается). Этим объясняется, например, осветление низких участков горных склонов на теневой стороне (при рассматривании сверху). Они высветляются светом атмосферы, «воздушной дымкой».

Все предметы, очень светлые при рассматривании их вблизи, на большом удалении, например на горизонте, будут менее светлыми, а темные вблизи на большом удалении будут выглядеть светлее. Происходит как бы сглаживание светлотных контрастов.

Рассеивание света зависит от диаметра встречающихся частиц среды, причем лучи разных длин воли рассеиваются по-разному. Сильнее рассеиваются лучй холодной части спектра. Установлено, например, что при размере частиц в 0,1 мкм фиолетовых лучей рассеивается в 9 раз больше, чем красных. Голубой цвет неба объясняется тем, что мы видим рассеянные в атмосфере лучи коротковолновой части спектра. Красноватый цвет вечерней или утренней зари мы видим потому, что коротковолновые лучи, проходя значительно больший путь в атмосфере, чем днем (при высоком стоянии солнца), рассеиваются в значительной степени, и до наблюдателя доходят главным образом длинноволновые (красные, оранжевые, желтые) лучи.

Если рассматривать, например, снежные вершины гор, расположенные на горизонте, освещенные их склоны будут нам казаться розоватыми (вообще теплыми), теневые же стороны приобретают холодную окраску, например голубую, благодаря подмешиванию рассеянных в атмосфере лучей коротковолновой части спектра.

Рассеиванием лучей в атмосфере объясняется и то обстоятельство, что разница в цвете предметов на больших расстояниях будет менее заметной, чем вблизи, так как все цвета будут выглядеть менее насыщенными, меньше будет заметна и разница по светлоте и цветовому тону. На очень больших расстояниях глаз уже не может различать большого количества цветовых тонов; происходит как бы обобщение их вплоть до того, что глаз способен бывает различать лишь один какой-либо теплый или холодный цвет.

Изменение при наблюдении с больших расстояний цвета предметов и уменьшение четкости их очертаний, связанное с рассеиванием лучей в атмосфере, называется воздушной перспективой.

Это явление широко учитывается при построении некоторых видов гипсометрических шкал, при оформлении отдельных, например, живописных ландшафтных карт. На нем основаны некоторые общие принципы распределения теней при светотеневом оформлении рельефа, с учетом этого явления выполняется также и многоцветная отмывка рельефа.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях