WordPress

Беспредметная композиция в цвете

Беспредметная композиция в цвете - картинка 1

Беспредметная композиция в цвете

Войти

«Формальная» композиция , что это такое и откуда взялось.

Все, подобные этому, тексты я пишу в качестве конспекта для будущих занятий. Если у кого возникнут вопросы по теме, задавайте, попробую отвечать.

Если кто занимался в художественной школе, то, конечно, помнит задания по учебной композиции. Темы типа «Как я провел это лето», «Ленин в Октябре», «Русские сказки», «Космос» и прочие. Дети старательно рисовали купание на дачной речке, героев сказок, новогодний праздник и так далее. Большая часть времени уделялась живописи и академическому рисунку. Советы преподавателя чаще всего сводились к советам подвинуть фигуру, добавить или убрать какой-либо предмет, поменять цвет на каком нибудь участке работы.
Как это дело обстоит в среднем художественном училище, я не знаю, ибо, минуя училище, поступила в институт. Поступила я туда не сразу, потому что, имея академическую базу, ни сном, ни духом не знала, что такое «формальная» композиция. Это незнание стоило мне пары лет на абитуре.

Итак:
Формальная композиция — это композиция, построенная на сочетании абстрактных элементов ( точка, линия, пятно, цвет) и лишенная предметного содержания.

В формальной композиции важны принципы и законы её построения и отсутствует не важен сюжет. Формальная, или абстрактная, композиция демонстрирует законы, по которым строится визуальное произведение и позволяет проследить логику его построения.

Основные средства формальной композиции включают в себя формат картинной плоскости (прямоугольник, квадрат, круг, тарелка, футболка), композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, тон, цвет, статику и динамику, открытость и замкнутость, целостность. Средствами художественной выразительности композиции является все, что необходимо для её создания, в том числе её правила и приемы.

Если на формальную композиционную основу накладываются изобразительные (смысловые) элементы, то мы можем получить :

Декоративную композицию, задача которой «украшать» что-либо, и которая чаще всего, но не всегда, строится по принципу орнамента.

Станковую композицию, которая чаще всего выглядит как картина с человечками и рассказывает зрителю что-нибудь.

Шрифтовую композицию, состоящую, в основном, из букв и символов.

И мало ли куда еще можно её пристроить))

Историческое появление дизайна как такового, в качестве отдельного направления, связано с осознанием формальной композиции как явления. Язык дизайна строится по законам формальной композиции. Когда в начале ХХ века в рамках авангардных направлений искусства, таких как кубизм, дадаизм, абстракционизм, супрематизм сформировалось такое явление, как беспредметное искусство, то оказалось, что большая часть преподавателей первых школ дизайна, таких, как Баухауз и ВХУТЕМАС, являются представителями авангарда.

http://fyu-fyu.livejournal.com/77618.html

Абстрактная композиция в живописи

Беспредметная композиция в цвете - картинка 3XX век богат на художественные течения. Художники, стремясь разорвать связь с прошлым, старались разложить искусство на молекулы, чтобы понять как же оно работает. Беспредметное или абстрактное искусство изображало формы, несуществующие в реальной жизни.

Слоган абстракционизма — гармония во всем, которая достигалась за счет создания ассоциаций. Ассоциации, в свою очередь, вызывались смешением цветов и построением геометрических фигур. Если рассматривать детали картин художников-абстракционистов, то мы увидим: пятна, линии, трапеции, прямоугольники и т. д. Геометрическая абстракция позже получила индивидуальное развитие.

Если смотреть на картину издалека, она предстает завершенной. Однако ассоциации, которые картина навевает нашему разуму, никогда не бывают четкими, они бывают смутными, едва уловимыми. Зритель, который наблюдает картину, вышедшую из-под руки художника-абстракциониста, будет изъяснятся чувствами.

Отец-основатель абстракционизма

Многие художники XX века пробовали свои силы в беспредметном искусстве, но основоположником направления обычно называют русского художника Кандинского. Он провозгласил новое течение в 1910-1912 годах, он же обосновал теорию в специально выпущенной для этой цели книги. Кандинский писал, что рядом с привычным миром обыденных вещей он создал изолированный мир — мир искусства — в противоположность миру, где господствуют законы природы.

Эволюция абстракционизма

Беспредметная композиция в цвете - картинка 5Абстрактная композиция в живописи строится на двух началах: цвете и форме. Снятие рабских оков формы с цвета создало субстрат для развития экспрессионизма и фовизма. Художники в этой области работали с цветом. Так, появились черно-белая абстракция, монохромная абстракция и др.

Геометрические фигуры стали предпосылкой для появления Сезана и кубистов. На этой почве возникли лучизм, супрематизм и некоторые другие направления.

Итак, абстрактная композиция в живописи строилась таким образом, чтобы изображение не только не воспроизводило окружающий мир, но даже не намекало, что таковой существует.

Абстракционисты всячески препятствовали проникновению в мир конкретного искусства деталей предметного мира.

Дальнейшие развитие беспредметного искусства привело к феномену живописи-действия, когда во главу угла ставится сам творческий акт. Представителями нового поколения абстракционизма стали Дж. Поллак и Де Кунинг. Сегодня в данной области удачно экспериментирует художник Василий Афанасьевич Лесков. Поклонники абстракционизма могут заказать его работы, чтобы пополнить или начать свою коллекцию. Его картины чрезвычайно выразительны.

Построение картины в абстрактной живописи

Расположение разрозненных элементов имеет определенные законы, поэтому на картину нужно смотреть как на единое целое.

Если вы сомневаетесь в своей способности воспринимать прекрасное, проверьте себя на картинах абстракционистов. Никаких подсказок нет. Есть только вы и картина. Человек восприимчив к искусству, нужно лишь позволить себе чувствовать, думать, судить, не опираясь на мнение других людей.

Матисс утверждал, что рисунок — это чистые эмоции, без примеси умозаключений. Пространство картины насыщено чувствами, которые не нуждаются в переводчике. Для художника важнее выразить эмоции, а не объяснить их.

Однако если художник пользуется абстрактными фигурами, хаотично заполняя пространство, это еще не делает его художником-абстракционистом. Только если картина наполнена смыслом, она становится, по словам Кандинского, подобна перчатке, обтягивающей руку. Форма без содержания ничто, даже если эта форма сама по себе оригинальна.

Художник рисует движимый или одержимый какой-то эмоцией. Его рукой водит вакхический бог Дионис, а не спокойный, рассудительный Аполлон. Создавая абстракцию, он опирается на свое мастерство. Поэтому редко бывает, чтобы художник, не прошедший школу академического рисунка, создал шедевр абстракционизма.

http://art-leskov.ru/stati/abstraktnaja-kompozicija-v-zhivopisi.html

Беспредметная композиция в цвете

Композиция (лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей. Композиция отражает внутреннюю гармонию и упорядоченность и присуща не только дизайну, но и всем видам искусства.

Композиция в веб дизайне обусловлена содержанием сайта, его характером и назначением

Композиционную гармонию мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму и представляют собой органически законченную композицию.

Беспредметная композиция в цвете - картинка 7

Что такое «Формальная композиция?»

Формальная композиция — это композиция, построенная на сочетании абстрактных элементов ( точка, линия, пятно, цвет) и лишенная предметного содержания.

Беспредметная композиция в цвете - картинка 8

Формальная, или абстрактная, композиция демонстрирует законы, по которым строится визуальное произведение и позволяет проследить логику его построения.

Историческое появление дизайна как такового, в качестве отдельного направления, связано с осознанием формальной композиции как явления. Язык дизайна строится по законам формальной композиции. Когда в начале ХХ века в рамках авангардных направлений искусства, таких как кубизм, дадаизм, абстракционизм, супрематизм сформировалось такое явление, как беспредметное искусство, то оказалось, что большая часть преподавателей первых школ дизайна, таких, как Баухауз и ВХУТЕМАС (первые школы дизайна), являются представителями авангарда. Основой искусства авангарда стала именно формальная композиция, таким образом, дизайн как направление искусства вырос именно из формальной композиции.

Как на основе формальной композиции создать веб дизайн?

Если на формальную композиционную основу накладываются изобразительные (смысловые) элементы, то, сочетая символы и иллюстрации, мы получаем веб сайт. Если Вы разбираетесь в законах композиции, то точно будете знать какого размера сделать иллюстрацию, какой тип шрифта подобрать, какие подобрать цвета, чтобы веб сайт выглядел стильно и гармонично.

Формальная композиция. Законы

Законы композиции применяются для всех художественных произведений искусства. Если нарушается один из законов — нарушается гармония (согласованность частей изображения, форм, линий и цветовых пятен). Существуют три основных закона композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения.

Закон целостности

Объединение элементов, частей в единое целое. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов

Беспредметная композиция в цвете - картинка 9

Закон соподчинения

Подчинение всех элементов изображения доминанте (главному элементу в композиции).

Беспредметная композиция в цвете - картинка 10

Закон равновесия

Такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенная композиция выглядит гармонично.

Беспредметная композиция в цвете - картинка 11

Формальная композиция. Приемы

Доминанта

Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные. На рисунке Кроме цвета и размера доминанта также может выделятся своей необычной формой.

Беспредметная композиция в цвете - картинка 12

Симметрия

— равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое.

Асимметрия

Беспредметная композиция в цвете - картинка 13

Динамичная композиция

— композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Для выражения динамики можно пользоваться диагональными линиями, ассимитричной компоновкой объектов.

Статичная композиция

(статика в композиции) — создает впечатление неподвижности. Предполагает отсутствие диагональных линий и криволинейных поверхностей. Композиция строится на преобладании горизонтальных элементов.

Беспредметная композиция в цвете - картинка 14

Ритм

это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи, городе – это сменяющийся ритм зданий, домов. Ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности, задается многократным повторением.

Беспредметная композиция в цвете - картинка 15

Контраст

Контраст (фр.) — противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т.д.).Контраст, это не только лобовое противопоставление «черного» и «белого». Он может иметь ступени, оттенки, градации. Но пределы все-таки существуют, нижний это «почти одинаковость», а верхний, это бессвязность.

Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме

Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет

Беспредметная композиция в цвете - картинка 16

Нюанс

Нюанс (фр.) – тонкое различие, едва заметный переход. Различают нюансы по форме, размеру, цвету, фактуре и т. д

Беспредметная композиция в цвете - картинка 17

Нюансировка не вводит никаких новых принципов или материалов. Нюансы можно сравнить с внешней отделкой здания, к которой переходят когда уже готов фундамент и возведены стены.

Лишенная нюансов и окончательной отделки композиция может показаться интересной только на первый взгляд, при более подробном рассмотрении, станут заметны острые углы, неплотная подгонка частей, однообразие – все это производит впечатление неряшливости. И наоборот, обнаруживая все новые и новые детали, запрятанные дизайнером, мы получаем интеллектуальное удовольствие. Большинство этих открытий происходит подсознательно – мы не можем отследить какие сложные подсчеты и сравнения проводит наш мозг, рассматривая понравившийся нам объект, и потому не всегда можем понять, почему он нам нравится.

Акцент

Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту.)

Беспредметная композиция в цвете - картинка 18

Аналог

Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.

Беспредметная композиция в цвете - картинка 19

Беспредметная композиция в цвете - картинка 20 Елена Лебедева, графический дизайнер solla.site, преподаватель компьютерной графики

http://solla.site/2016/composition/

Беспредметная композиция в цвете

Беспредметная композиция в цвете - картинка 21

По определению, согласимся с Википедией, Абстракционизм (лат. аbstraction — удаление, отвлечение) или нефигуративное или беспредметное направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи, графике и скульптуре.

В основу эстетической концепции первых абстракционистов был положен отказ от реальной формы, которая требует от зрителя эрудированности и логического осмысления, в угоду выражения как минимум чистого эмоционального посыла. Как максимум предполагалось, что художественное творчество отражает закономерности мироздания, скрытые за внешними, наносными явлениями действительности. Эти закономерности, интуитивно постигаемые художником, выражались через соотношение абстрактных форм (цветовых пятен, линий, объёмов, геометрических фигур) [1, С. 42-43].

Беспредметная композиция в цвете - картинка 23

Рис. 1. В. В. Кандинский. Первая абстрактная акварель. 1910 г.

Беспредметная композиция в цвете - картинка 24

Рис. 2. Эскизы картин. а) И.И. Левитан. Платформа. Приближающийся поезд. Набросок. 1879. ГТГ. б) Спиридонов В. М. Многофигурная композиция. Эскиз 1941 г. Чувашский гос. музей. в)
Кипарисов П. Г. Марийки Идут. Эскизы к картине «Когда Цветет Сирень». Чувашский гос. музей.

Этот подход роднит все ипостаси композиции (жанровая, абстрактная ассоциативная, декоративная и т.д.). Конечно в абстракции мы можем приблизить зрителя лишь к какому-либо психологическому переживанию, настроению, ощущению, но это уже совсем не мало для произведения и предметного характера. Поэтому понимание композиции в абстракции расширит горизонты и художников фигуративных направлений в искусстве. Именно с этих позиций выдвинем гипотезу о том, что понимание связи психологического с изобразительным должно стать базовым принципом выражения определенных ощущений в композиционном знании. Это позволит художнику более точно выражать свою мысль и создавать более мощное эмоциональное воздействие на зрителя в произведении как фигуративного характера, так и не фигуративного.

Однако все ли рисовальщики понимают принципы отображения тех или иных ощущений, той или иной ассоциации, настроения в беспредметной композиции, с помощью какого кодированного языка должны разговаривать автор и зритель посредством изображения?

Цель данной статьи заключается в попытке описать адекватные принципы, по которым в абстрактной композиции выявляются человеческие ощущения, а вместе с тем объяснить методику размышлений о выражении в композиции жизненных ощущений на примере стандартных для учебных заданий по композиции и формообразованию тактильных, вкусовых, вестибулярных и др. ощущений. Для чего проанализируем особенности композиции в абстрактном искусстве и приведем несколько примеров с иллюстрациями.

Для выражения статики в композиции характерны:

Тяжелый низ и лёгкий верх – это психологическое предвосхищение (ожидание) расстановки сил в листе, которое обусловлено физическими реалиями жизни. Иными словами, от привычки ощущать под ногами надёжную опору, а над головой лёгкое светлое небо. Поэтому композиционный центр лучше закладывать чуть ниже геометрического центра листа дабы усилить низ, притянуть композицию к подразумеваемой платформе. Ассоциативно ощущаемая у нижнего края листа площадь опоры необходима большая в связи с физическим законом о том, что большая плоскость дает большую силу трения. В связи с жизненным опытом нахождения равновесных устойчивых состояний необходимо подчёркивать вертикали и горизонтали в качестве композиционного ключа или доминирующего принципа в композиции. Ничего не стоит ставить на угол. Даже треугольники в композиции, которые привносят диагонали своими сторонами надо ставить на широкое основание, стремится к равнобедренным и прямоугольным треугольникам. Цвет на вестибулярные ощущения по мнению автора не влияет.

Для выражения динамики в композиции характерны:

Беспредметная композиция в цвете - картинка 25

Рис. 3. Примеры изображения статики и динамики в геометрической абстрактной композиции. а) Юлдашева Е. б) Лазарева В. в) Лазарева В.

Для выражения массивного в композиции характерно:

Для создания ощущения лёгкости в композиции характерно:

Беспредметная композиция в цвете - картинка 26

Рис. 4. Примеры изображения массивного и лёгкого в геометрической абстрактной композиции. а) Беляева Е., б) Лазарева В., в) Юлдашева Е.

Для создания ощущения устойчивости и неустойчивости в композиции важно:

Эти две темы неразрывно связаны с человеческим представлением о плоскости земли, пола, подиума, опоры. Конечно не обязательно эти плоскости должны быть нарисованы, но они могут подразумеваться и подчёркиваться концентрацией линий. Устойчивое будет отличаться от статики лишь ощущением того, что статичное простоит века, а устойчивость явление мимолётное. Если статику, как мы понимаем, порушить сложно, то устойчивое разрушается при небольшом усилии. Чтобы безапелляционно присутствовало ощущение устойчивости в графической конструкции площадь опоры (в том числе и суммарная нескольких объектов) может быть и не большой, однако суммарная проекция композиционного центра всей конструкции на плоскость предполагаемого «пола» должна попадать в площадь опоры. Наоборот, если проекция центра тяжести выходит за площадь опоры, то возникает ощущение развала, падения, разрушения. Формат при этом рекомендуем выбирать вертикальный. Композиционный центр располагать выше геометрического.

Беспредметная композиция в цвете - картинка 27

Рис. 5. Примеры изображения устойчивого и неустойчивого в абстрактной геометрической композиции. а) Лазарева В., б) Юлдашева Е.

Для выражения вкусовых ощущений кислого для композиции важно:

На взгляд автора для выражения вкусовых ощущений огромную роль играет цвет. С кислым из жизни ассоциативно связываются яркие цвета лимона, лайма, ананаса, грейпфрута и др. Поэтому нам подходят все холодноватые оттенки желтого, зеленого, изумрудный, голубой, синий, фиолетовый. Естественно, перечисленных цветов может не хватать для задумки автора-композитора. В то же время не следует обеднять свою композицию перечисленными цветами. Следует запомнить только одно правило – 75% процентов холодных кислых цветов и 25% иных. Следует чётко понимать, чем больше вы вносите в композицию элементов из противоположных ощущений, тем больше у вас появляется посторонних ассоциаций, что противоречит принципам цельности композиции, когда каждый элемент должен работать на выражение генеральной идеи автора. Формообразование в композиции происходит опять же за счет образов реальной жизни. Вспомните свои ощущения от поедания лимона. Ротовую полость словно режет, колет, щиплет, поэтому и формы в композиции следует использовать колкие, игольчатые, острые, ершистые.

Для выражения вкусовых ощущений сладкого для композиции важно:

Ассоциативно из жизни со сладким связаны тёплые оттенки жёлтого, зелёного, вместе с тем оранжевый, красный, коричневый. По поводу иных цветов действует точно такое же правило: 75% процентов ассоциирующихся со сладким вкусом и 25% иных цветов. Для образования формы объектов в композиции вспомните свои ощущения от поедания сладкого, вплоть до приторно-сладкого. Сразу на ум приходят мягкие лекальные кривые, тягучие, каплеобразные формы, могут возникать ассоциации с выдавливающимися джемами, со стекающими кремовыми прослойками между многослойными коржами. Просто надо начать анализировать и преобразовывать собственные воспоминания в отвлеченные от предметов линии и цвета.

Беспредметная композиция в цвете - картинка 28

Рис. 6. Примеры выражения в абстрактной лирической композиции кислых и сладких ощущений а) в черно-белой графике, б) в цвете. Иконникова Е.

Как выразить радость и грусть в композиции

Грусть в рисунке — это темные, густые ахроматические или стремящиеся к ахроматическим краски, некая обезличенность или скука выраженная однообразными формами и одинаковыми расстояниями между ними, вертикальные ритмы, лекальные кривые, создание эффекта «дымки», туманности специальными приёмами, например пуантелью. Радость – это динамичная композиция, ассиметричная, ритмы постоянно меняются, как и масштабы. Все элементы выполняют свою работу: средние формы по отношению к формату, как правило, несут основную смысловую нагрузку и создают основное действие, у крупных элементов в композиции есть свойство объединять средние в систему, соподчинять разрозненные элементы, мелкие являются «изюмом» каждой композиции. Продуманными пластическими фразами они украшают композицию, подобно маленьким украшением в гардеробе. Опять же вспоминайте атрибуты праздника и компонуйте линии точки похожие на фейерверк, дождик, конфетти, ленты, хлопки, вспышки и т.д. Цвета соответственно должны быть открытые яркие .

Беспредметная композиция в цвете - картинка 29

Рис. 7. Примеры изображения в абстрактной композиции а) тактильных, б) тактильных, в) слуховых и иных ощущений. Иконникова Е.

Общие рекомендации чуть-чуть всё стараться гиперболизировать, чтобы не оставлять зрителю шанса нафантазировать себе что-либо иное.

1. Крючкова В. А. Абстракционизм // Большая российская энциклопедия / С. Л. Кравец. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2005. Т. 1. С. 42-43. 768 с.

2. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре ХХ века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 23.

http://artgryada.ru/%D0%B0%D0%B1%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D1%8B/

4. Граф.дизайн. Стилизация предметов.

Беспредметная композиция в цвете - картинка 30Цель сегодняшнего занятия: Изучить методы стилизации и применить знания на практике, выполнив два упражнения.

Стилизация


Принципы стилизации:
а)превращение объемной формы в плоскостную и упрощение конструкции, б)обобщение формы с изменением абриса, в)обобщение формы в ее границах, г)обобщение и усложнение формы, добавление деталей , отсутствующих в натуре.

Психологическая работа над созданием обобщенного декоративного образа представляет собой процесс отвлечения от ряда частных подробностей. Как известно, обилие деталей в предмете мешает целостному его восприятию. Точно так же обилие частностей в одних образах затрудняет создание новых, более оригинальных образов. Значит, нужно стремиться к выделению самых общих признаков из частных образов и объединению их в новом образе. По такому пути должно идти декоративное рисование.

В творческом процессе проектирования орнамента приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты.Например ,цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.Вначале выполняется зарисовка с натуры, максимально верно передающая сходство и подробности (этап «фотографирования»).

Далее переход от зарисовки к условной форме.Это второй этап — перевоплощения, трансформации, стилизации мотива. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения.

Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Например, преобразовать живописными средствами реальный образ цветка в декоративный и даже абстрактный можно так

Обобщение формы живописными средствами: а)реалистическое изображение, б)декоративное изображение,в)абстрактное изображение

Степень обобщенности формы и выбор средств художественной выразительности определяются поставленной задачей, задуманным образом.

Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне. Отличительные особенности знака — обобщенность и условность в изображении предметных форм, обозначающих какую-либо фигуру или явление окружающего мира.

Знак коренным образом отличается от конкретно-предметного изображения, он только указывает или обозначает внешние признаки какого-нибудь объекта. Знак можно назвать абстрактным символом.

В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

а) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца
для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);

б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).

Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой. Чтобы не путать декоративную стилизацию с общей , необходимо четко определить понятие декоративность.

Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого.

Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства.

Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.

При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципу архитектоничности, т.е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.

Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

Упражнение №1.

Стилизация простого растения (лист, дерево) на формате А4 4-5 разными способами, используя черную ручку.

Этапы выполнения задания:

  • Компоновка в листе (определить расположение каждой зарисовки)
  • Набросок карандашом (для последующей корректировки)
  • Промежуточный просмотр, советы от ребят и преподавателя
  • Корректировка и обводка ручкой (учитывая толщину линий и штриховку)

Стилизация объекта

Использование стилизованных природных образов имеет широкое распространение не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в других областях, например, в разработке фирменного стиля. При создании логотипа используются запоминающиеся стилизованные образы природных форм.

Художники выполняют стилизацию рисунка традиционно – «от руки».
Дизайнеры используют различные компьютерные редакторы, преобразующие изображения с помощью инструментов трансформации, которые позволяют делать любой масштаб, вращать, зеркально отражать и искажать рисунок.

В дизайне и декоративноприкладном искусстве под стилизацией принято понимать процесс декоративного обобщения изображения на основе изменения формы, графической проработки, модификации цвета и объема.

В зависимости от степени изменения первоначальной формы стилизация подразделяется на три вида:

– внешняя поверхностная стилизация предполагает незначительные изменения и упрощения готового образца;

– декоративная стилизация подразумевает упрощение или трансформацию формы с сознательным отказом от несущественных элементов объекта изображения и его подробной деталировки;

– абстрактная стилизация (беспредметная) направлена на замену реалистических деталей объекта изображения воображаемыми элементами .

Для проработки объекта стилизации необходимо его изучить и выявить характерные особенности. Процесс стилизации должен осуществляться не только на основе внешне воспринимаемого признака, но и по внутреннему свойству, который может даже не наблюдаться визуально. Основной целью стилизации считается достижение выразительности с частичным или полным отказом от достоверности изображения.

Первый прием стилизации – упрощение цветовых отношений. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета, упрощение тональных и цветовых отношений и др.

Следующий прием стилизации – это ритмическая организация целого, которая подразумевает приведение формы или конструкции изображаемого предмета к определенной геометрической, орнаментальной или пластической конфигурации. В символических изображениях линии и пятна могут переходить в более сложные комбинации [1].

При стилизации природных форм используются различные средства художественной выразительности такие как: пятно , линия , трансформация геометризацией и заполнение формы орнаментом

Беспредметная композиция в цвете - картинка 32

Использование одного и того же образа позволяет художнику прибегать к различным приемам и средствам стилизации, прорабатывая множество различных образов, тем самым позволяя воплощать свой творческий потенциал.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях