WordPress

Красиво расставьте цветы какое наклонение

Красиво расставьте цветы какое наклонение - картинка 1

Тема урока: «Употребление наклонени

Красиво расставьте цветы какое наклонение - картинка 2

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА, 6 КЛАСС.

Тема урока: «употребление наклонений».

— Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем изучать наклонения глаголов. Тема сегодняшнего урока «Употребление наклонений».

А сейчас блиц-опрос, проверим наши теоретические знания по наклонениям глаголов. Ответьте устно на вопросы:

1) Какие наклонения глагола вы знаете?

2) Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

3) Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

4) Что обозначают глаголы в условном наклонении?

5) Как образуются глаголы в условном наклонении?

6) Что обозначают и как образуются глаголы в повелительном наклонении?

Ребята, давайте на практике применим ваши знания: образуйте от данных глаголов (побелить, раскрасить) глаголы в разных наклонениях. Запишите слова в тетради.

Работа по карточкам.

Карточка № 1

Даны глаголы в неопределенной форме.

Задание: поставьте глаголы в разные формы наклонения. Запишите слова в тетрадь.

http://pandia.ru/text/79/152/79800.php

3) Для проверки. ваших знаний выполните тест:

1. Укажите глагол в изъявительном наклонении.

а) отдохните;
б) поют;
в) думал бы;

2. Укажите глагол в условном наклонении:

а) улыбается;
б) собрался бы;
в) отправься.

3. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а) рожь;
б) брошь;
в) режь.

4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме :

а) условного наклонения;
б) изъявительного наклонения;
в) повелительного наклонения.

5.Найдите ошибку в определении наклонения глагола:

а)Красиво расставьте (повел.н.) цветы!

б)Ты отнесёшь (изъявит.н.) ему эту книгу.

в) Они никогда бы не рассказали (повел.н.) эту историю.

http://znanija.com/task/35714659

Употребление наклонений

Урок 81. Русский язык 6 класс ФГОС

Конспект урока «Употребление наклонений»

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

· В каких случаях мы употребляем то или другое наклонение глагола?

· Какие формы повелительного наклонения вызывают трудности?

· Когда одно наклонение может выступать в значении другого?

Мы помним, что глаголы изменяются по наклонениям.

Красиво расставьте цветы какое наклонение - картинка 3

Всё просто, правда? Вот и наши знакомые – Маша и Сеня – этим восхитились.

– Какая прекрасная тема! – воскликнула Маша. – Легче не придумаешь!

– Неужели? – пробормотал как бы про себя Вениамин.

Действительно, употребление глаголов в разных наклонениях кажется нам простым. Вот у нас есть глагол. Мы смотрим на ситуацию и выбираем правильное наклонение.

Возьмём глагол смотреть.

Допустим, мы смотрим что-то.

Я смотрю мультфильм.

Или перестали смотреть:

Только что я смотрел мультфильм.

Или намерены посмотреть:

И потом я тоже буду смотреть мультфильм.

Всё это – реальные действия. Значит, все это – изъявительное наклонение.

А если мы планировали посмотреть что-то, а у нас не получилось?

Я смотрел бы мультфильмы, если бы их показывали.

Это действие могло бы сбыться при каких-то условиях. Значит, перед нами глагол в условном наклонении.

А если мы смотрим мультики с кем-то, кто нас отвлекает? Например, постоянно задает вопросы: «А кто это там? А зачем? А почему?» Мы вполне можем сказать:

Смотри мультфильм и не отвлекайся!

Мы выразили приказ или просьбу. Значит, перед нами глагол повелительного наклонения.

– Теперь мы знаем о наклонениях все! – торжествующе подытожил Сеня.

– Правда? – хмыкнул Вениамин.

– Почему это ты улыбаешься? – подозрительно спросил Сеня.

– А давай посмотрим мультики! – предложил Вениамин вместо ответа.

– Ой, давай! – обрадовалась Маша.

– Погоди… — протянул Сеня. – Это что, было повелительное наклонение? В твоей фразе? Ты ведь пригласил меня совершить какие-то действия, но как ты это сделал?

Посмотрим на вот такие глаголы в форме простого будущего времени.

Приготовим, послушаем, пойдём, нарисуем, посмеёмся.

Глаголы стоят в первом лице множественного числа. И, конечно, это изъявительное наклонение.

Но что будет, если к каждому из этих глаголов подставить слово давай?

Красиво расставьте цветы какое наклонение - картинка 4

Теперь мы выражаем побуждение для кого-нибудь – совершить какие-то действия. И значит, это уже повелительное наклонение.

Пока Сеня раздумывал над этим удивительным фактом, Маша продолжала настаивать:

– Пусть же он включит мультик! Пусть включит!

– Погоди… но ведь это тоже повелительное наклонение! – удивился Сеня. – Ведь и это выражает просьбу или приказ.

Посмотрим на наши глаголы будущего времени, но уже в другой форме.

Приготовит, послушает, пойдёт, нарисует, посмеётся.

Теперь они стоят в форме третьего лица, единственного числа.

И это тоже изъявительное наклонение.

А теперь мы добавим ко всем этим словам слово пусть. Или пускай. Получается, что мы опять кого-то побуждаем совершить действия! И это опять повелительное наклонение.

Красиво расставьте цветы какое наклонение - картинка 5

Не успел еще Сеня удивиться этому, как мультфильм наконец включился.

– Да пребудет с тобой Сила! – отчётливо раздалось с экрана.

– Только не говорите мне, что и это повелительное наклонение! – разозлился Сеня.

На самом деле, так и есть. Хотя такие формы повелительного наклонения сейчас используются редко.

Но мы можем представить себе такое пожелание матери сыну:

– Да будет с тобой материнская любовь! И да хранят тебя высшие силы!

Тут у нас частица да заменяет пусть или пускай.

Итак, повелительное наклонение также может образовываться при помощи глаголов в форме будущего времени и слов давай (давайте), пусть (пускай), да.

– Ну, ничего себе, – выдохнул Сеня. – Нам нужно как следует разобраться с этим вопросом. Вениамин, хватит мультиков, поклади пульт на место!

– Что? – охнул Вениамин, роняя пульт.

– Правильно – ложи, – подсказала Маша шёпотом. – Вениамин, ложи пульт!

Но Вениамин только с ошеломлённым видом смотрел на друзей.

Дело в том, что некоторые формы повелительного наклонения могут вызывать проблемы.

Так, например, глаголов ложить и покласть в природе не существует. Бывает наоборот – положить – только с приставкой. И класть – без приставки.

Значит, в повелительном наклонении правильно – положи и клади.

– А, в общем, положи его, – поправилась Маша. – Клади на место.

– Да, и не махай руками от удивления! – добавил Сеня. Но Вениамин только пришёл в ужас от очередной ошибки. Почему?

Посмотрим на глаголы махать и полоскать.

Образуем от них сначала формы настоящего времени третьего лица, множественного числа – они машут, полощут. А теперь от них образуем формы повелительного наклонения. Маши, полощи.

Вот как правильно!

– Не маши руками, – поучительно сказала Маша.

– Лучше приляж и отдохни, – добавил находчивый Сеня.

И тут Вениамину действительно захотелось прилечь. Когда он представил, сколько всего придётся объяснять.

Посмотрим на глаголы лечь и прилечь.

Образуем сначала формы настоящего времени третьего лица множественного числа – они лягут и прилягут. А теперь от них образуем формы повелительного наклонения: ляг и приляг. А во множественном числе – лягте и прилягте.

– А вот еще, – сказал Вениамин. – Как ты скажешь кому-нибудь куда-нибудь поехать?

– Едь? – предположил Сеня. – Или нет, поедь. Или ехай? Или вообще – поехай?

– А я скажу – езжай! – ответила решительная Маша.

– И будете неправы! – хитро улыбнулся Вениамин.

Все эти формы, и даже езжай – считаются неверными. Есть только одна правильная форма – «поезжай». И как раз ее нужно использовать.

Красиво расставьте цветы какое наклонение - картинка 8

Итак, нужно запомнить такие формы повелительного наклонения, как ляг (лягте), положи, клади, поезжай, маши и так далее.

– Оказывается, с повелительным наклонением столько сложностей! – вздохнула Маша.

– Это ещё мелочи, – отмахнулся Вениамин. – А вот бывает так, что в значении повелительного наклонения употребляются глаголы в других наклонениях!

Представим, что учительница говорит на уроке:

– А сейчас мы быстро садимся и пишем диктант.

Она говорит о реальных действиях, которые сейчас происходят? Нет, это звучит как приказ. Потому что это и есть приказ сесть и написать диктант!

Здесь глаголы стоят в изъявительном наклонении, а выступают в значении повелительного наклонения.

А вот ещё пример. Кто-то говорит нам:

Это точно приказ, правда?

А если мы слышим:

А ну-ка встала и ушла, быстро!

Как грубо. Но уйти-то хочется! Почему, ведь перед нами всего лишь глаголы в прошедшем времени?

Здесь глаголы изъявительного наклонения опять выступают в значении повелительного наклонения.

Красиво расставьте цветы какое наклонение - картинка 9

– Как они меняются значениями, надо же, – покачала головой Маша. – А наоборот бывает?

– А как же, – кивнул Вениамин. – Глаголы повелительного наклонения могут использоваться в значении других наклонений.

Вот, например, нам кто-то жалуется:

– Я рассказала секрет подруге, а она возьми да и разболтай его всем!

Это значит, что подруга уже взяла и разболтала. Реальное действие.

Возьми и разболтай – формы повелительного наклонения, но рассказывают они о реальных действиях, то есть, заменяют собой изъявительное наклонение.

И вот мы упрекаем подругу-сплетницу:

Не расскажи ты всем её секрет – никто бы о нем и не знал!

Значит, если бы подруга не рассказала, никто бы и не узнал.

Расскажи – форма повелительного наклонения, но выступает здесь в значении условного наклонения.

А теперь попробуем выбрать правильные формы.

Как правильно позвать друзей играть?

Пошли играть? Пошлите играть? Пойдёмте играть? Пойдём играть?

Мы можем использовать первый вариант. Здесь глагол изъявительного наклонения, но он выступает в значении повелительного наклонения.

Второй вариант – неверный. Его использовать нельзя категорически.

Третий вариант, конечно, верный – это повелительное наклонение. Как и четвёртый вариант.

Что же нам требуется запомнить?

Повелительное наклонение может образовываться при помощи глаголов в форме будущего времени и слов давай (давайте), пусть (пускай), да.

Нужно запомнить такие формы повелительного наклонения, как ляг (лягте), положи, клади, поезжай, маши и так далее.

В значении глаголов повелительного наклонения могут выступать глаголы других наклонений.

http://videouroki.net/video/81-upotreblenie-naklonenij.html

Помогите пожалуйстаВариант 1.

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е?
А).ненавид..л, тревож..т, о посещени… лекции. на знамен..

Б). с дальн..й командировк. танц..вал, ищ..т, с имен..м

В)самолет..к, услыш..т, почу..л, обид..л, повес..л

Г)дремл..т, разве..т, свеж..го(хлеба), каж..тся, раста..т

Укажите вариант, где все слова с мягким знаком на конце.
А)жгуч…, плащ, около дач. певуч…

Б)уж, реч. калач. линюч.

В)доч., рож. навзнич., вещ..

Г)дрожь, много встреч. могуч.

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и?
А)пр..обрести, пр..сутствовать, пр..ветствовать

Б)пр..готовиться, пр..мчаться, пр..милый.

Г)пр..мерный, пр..школьный, пр..одолимый.

В каком варианте ответа указаны все слова, где пишутся –нн-?
А).овчи..ный, бли..ный, безветре..ный

Б)витами..ный, карма..ный, серебря..ный

В).мысле..ный, дикови..ный, куриный

В какой строке все слова пишутся через дефис?
А).(северо) восток, кого(то), ярко(синий)

Б).кое(кого), средне(европейский), железно(дорожный)

В).восточно(европейский), западно (сибирский), (кое) с кем

Г)чьего(то), как(будто), горько(соленый)

В каком предложении на месте пропуска пишется буква е?
А).Вытр..те руки: они у вас мокрые.

Б)Когда вытр..те, повесьте полотенце сушиться.

В).Обязательно проветр..те на перемене класс.

Г)Выйд..те из леса, и вы увид..те прекрасный пейзаж.

7. Со всеми словами какого ряда не пишется слитно?

А).(не)высокие горы; (не)большой, а маленький дом

Б).(не)широкая, но глубокая река; (не)навидит ложь

В)(не)брежная запись; (не)хотел идти

Г) .явная (не)лепица; (не)решительность, а робость

Найдите ошибку в определении спряжения глагола.
А).брить-2спр.

9.Найдите ошибку в определении наклонения глагола.

А).Красиво расставьте (повел.накл.) цветы!

Б).Ты отнесёшь(повел.накл.) ему эту книгу.

В).На удочку кита не поймаешь (изъяв.накл.)

Г)Они никогда бы не рассказали (усл.накл.)

10.В каком глаголе на месте пропуска пишется буква е?

11.В каком глаголе на месте пропуска пишется буква ы?

http://znanija.com/task/17618907

Задачи №5 ОГЭ из открытого банка ФИПИ

№5 ОГЭ по русскому языку. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1.
1) ПРИМИТИВНЫЙ – в корне слова есть непроверяемые безударные гласные.
2) НЕ ВОЗРАЖАЯ – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
3) РАСКАЯВШИЙСЯ – выбор гласной перед суффиксом -вш- действительного причастия прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.
4) ПРЕДЪЯВИТЬ – буква разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквой Я.
5) ПОДДЕРЖАТЬ – на конце приставки перед звонким согласным пишется буква Д.

2.
1) СКАТИТЬСЯ – пишется приставка С-, потому что стоит перед буквой, обозначающей глухой согласный звук.
2) РАЗВИВАЮТСЯ – в неопределённой форме глагола буква Ь не пишется.
3) (говорил) ТЯГУЧЕ – в суффиксе наречия после шипящего под ударением пишется буква Е.
4) УДИВИТЕЛЬНЫЙ – буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
5) КРЮЧОЧЕК – в имени существительном пишется суффикс -ЕК-, потому что при склонении слова гласный звук в этом суффиксе выпадает

3.
1) ПРИСЛОНИТЬСЯ – в корне слова с чередующейся гласной без ударения пишется буква О.
2) НЕ НА КОГО (надеяться) – в сочетании с предлогом отрицательное местоимение с НЕ пишется раздельно.
3) ИЗОБРАЖЁННЫЙ – в суффиксе страдательных причастий прошедшего времени после шипящих пишется буква Ё.
4) БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих согласных СТ.
5) СКОСИТЬ (траву) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

4.
1) РАСЦВЕТАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) ВЫВЕДЕНЫ (сорта) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) БЛИСТАЮЩИЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (построено много) ДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящих буква Ь не пишется.
5) (написано) ПО-ЛАТЫНИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени существительного при помощи приставки ПО- и суффикс

5.
1) ПО-ВЕСЕННЕМУ (тепло) – наречие пишется через дефис, потому что образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.
2) ЦИРК – буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.
3) НЕ ПРИШЛИ – частица НЕ с глаголом пишется раздельно.
4) КАМЕННЫЙ – в имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН.
5) МЕДИЦИНА – в окончании имени существительного после Ц пишется буква И.а -И.

6.
1) ЗАТВЕРДЕВШИЙ — в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.
2) ПОДЫСКИВАТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
3) ОКОНЧЕННАЯ (работа) — в суффиксе имени прилагательного, образованного от имени существительного с помощью суффикса -ЕНН-, пишется НН.
4) БОЛЬШО — в суффиксе имени прилагательного после шипящего под ударением пишется буква О.
5) В СЦЕНАРИИ (фильма) — в окончании имени существительного на -ИЙ в предложном падеже пишется буква И

7.
1) ЗАНИМАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
2) ВЫНЕСИТЕ (немедленно) – в форме будущего времени 2-го лица единственного числа глагола II спряжения пишется окончание -ИТЕ.
3) НЕ ЗАВЕРШЕНА (встреча) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
4) СУПЕРИГРА – после приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.
5) ПТИЦЕЙ – в суффиксе имени существительного после Ц без ударения пишется буква Е..

8.
1) ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится в ударном слоге.
2) ПОСТЕЛЕШЬ – в окончании глагола II спряжения в форме 2-го лица единственного числа пишется буква Е.
3) УТЕРЯНЫ (документы) – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.
4) ПРОЧЬ – в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь.
5) НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

9.
1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) КОНЕЧНЫЙ – в сочетании ЧН буква Ь не пишется.
3) ПРОМОКАТЕЛЬНАЯ (бумага) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.
4) НАСТОЯННЫЙ (на травах) – написание гласной в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени зависит от спряжения глагола.
5) НЕ РАД (ничему) – частица НЕ с глаголом пишется раздельно.

10.
1) В ПРОДОЛЖЕНИЕ (часа) – в окончании формы предложного падежа имени существительного 2-го склонения пишется буква Е.
2) КОМАНДОВАТЬ – правописание суффикса зависит от формы настоящего времени 1-го лица единственного числа этого глагола.
3) ЗАДАЧА – в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего пишется буква Ь.
4) ПРЕДЫДУЩИЙ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
5) ПЯТЬДЕСЯТ – в имени числительном пишется разделительный Ь

11.
1) ГЛИНЯНЫЙ – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.
2) ВЗВОЛНОВАННО (ходить) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) КОСИЧКИ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется наличием суффикса -А-.
4) (выпускники) УЧИЛИЩ – в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящих буква Ь не пишется.
5) (верен) ПО-ПРЕЖНЕМУ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.

12.
1) КОЖАНЫЙ – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.
2) БЕССМЕРТНЫЙ (подвиг) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
3) ИЗЛОЖЕНИЕ – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется ударением.
4) ЛИШЬ – в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь.
5) ИЗДАВНА – написание суффикса -А в наречии определяется наличием приставки ИЗ-.

13.
1) ОТЦЕПИТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква Т.
2) НИ ЗА ЧТО – в сочетании с предлогом отрицательное местоимение с НИ пишется раздельно.
3) БОРЮЩИЙСЯ – в действительном причастии настоящего времени, образованном от основы глагола II спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.
4) (говорить) ПО-ФРАНЦУЗСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
5) ЖРЕБИЙ – в имени существительном на -ИЙ в форме предложного падежа единственного числа пишется окончание -Е.

14.
1) ПАЛЬТО — написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.
2) ЦИТРУСОВЫЕ — буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.
3) ПРИВЛЕЧЬ — на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь.
4) БЕЗЗАБОТНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
5) ИСТОРИЯ — в окончании формы предложного падежа имени существительного на -ИЯ пишется буква Е

15.
1) ЗАМИРАТЬ – безударную гласную в корне можно проверить словом мир.
2) ПРЕМУДРЫЙ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.
3) ГОРЕЧЬ – в имени существительном 3-го склонения после шипящего пишется буква Ь.
4) СОЛОВЬИНЫЙ – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -ИН-, пишется одна буква Н.
5) ВЫЙДИТЕ (быстрее) – в глаголе в форме повелительного наклонения 2-го лица множественного числа пишется суффикс -И- и окончание -ТЕ..

16.
1) БЕЗЗАКОННЫЙ – сочетание букв -зз- пишется на стыке приставки и корня.
2) НЕСКОЛЬКО – в неопределённом местоимении в безударной позиции пишется приставка НЕ-.
3) НЕПРАВДА – имя существительное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.
4) ПОЛ-ОСТРОВА – слово пишется через дефис, потому что после пол- стоит гласная буква.
5) БЛЕДНО-ЖЁЛТЫЙ – сложные имена прилагательные, которые обозначают оттенки цвета, пишутся через дефис.

17.
1) ПРИОТКРЫТЬ (окно) – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.
2) СКОВАНА (льдом) – в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.
3) ПЕЧЬ (пирог) – буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
4) СФОТОГРАФИРОВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
5) СЖИГАТЬ – безударная гласная в корне слова проверяется формой слова, в котором гласный звук находится в ударном слоге

18.
1) ПРЕРВАТЬ – правописание приставки определяется её значением, близким к значению слова очень.
2) ОПЕКАЕМЫЙ (мамой) – правописание гласной в суффиксе страдательного причастия настоящего времени определяется принадлежностью к спряжению глагола.
3) СТИХНЕТ (ветер) – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.
4) НЕНАСТНЫЙ – написание непроизносимой согласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором согласный звучит отчётливо.
5) (ни на кого) НЕ ПОХОЖ – НЕ с глаголом пишется раздельно..

19.
1) БРАКОВАННЫЙ (товар) – написание НН в слове определяется наличием суффикса -ОВА-.
2) ПРИБЕЖАТЬ — написание приставки определяется её значением – приближение.
3) ПРЕДЛАГАЮТ — безударная гласная в корне слова непроверяемая.
4) ДОЧЬ — буква Ь пишется для обозначения мягкости согласного.
5) НА ЦЫПОЧКАХ — в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).

20.
1) СТАРИННЫЙ – в имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н, пишется -НН-.
2) НЕИЗЪЯСНИМЫЙ – буква разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквой Я.
3) ОБВИНИТЬ – в корне слова пишется непроверяемая гласная.
4) ВЕРТИТ – в окончании глагола II спряжения в форме 3-го лица единственного числа пишется окончание -ИТ.
5) ОТРЕЧЬСЯ (от власти) – на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.

1. 124
2. 45
3. 23
4. 15
5. 134
6. 25
7. 14
8. 145
9. 12
10. 24
11. 15
12. 125
13. 24
14. 34
15. 345
16. 145
17. 12
18. 24
19. 125
20. 124

http://4ege.ru/trening-gia-russkiy/59352-zadachi-5-oge-iz-otkrytogo-banka-fipi.html

Синтаксический и морфологический разбор предложения или текста онлайн

Описание

Сервис позволяет провести автоматический бесплатный синтаксический и морфологический разбор предложения или текста онлайн. Сервис выделяет члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство, над каждым словом приводится морфологическая информация о части речи по данному слову. При использовании сервиса учитывайте, что правильность разбора на данный момент составляет примерно 80%, поэтому представленный результат необходимо подвергать тщательной проверке. В комментариях можете указывать найденные ошибки, мы будем стараться их исправить 🙂

Буквы Е и Ё (две разные буквы), наличие орфографических и пунктуационных ошибок в тексте влияют на результат разбора.

Результаты хранятся 7 дней (сохраняйте адрес страницы с разбором вашего предложения).

Справочная информация

Понятие синтаксиса

Синтаксис изучает строение текста, связь между частями речи, предложениями и словосочетаниями. Какие же именно темы затрагивает синтаксис?

Правильное построение и верный состав предложений, а также словосочетаний.

Рассмотрение связующих слов внутри синтаксических единиц.

Темы, относящиеся к синтаксическим единицам, их главная роль в языке.

Определение главных и второстепенных членов предложения, упор на грамматическую основу.

Если обратиться к созданию науки о синтаксисе, то придется углубиться в 19 век. А сами предпосылки появления термина «синтаксис» появились еще в далеком античном мире. Люди принимали синтаксические разбор, как нечто, которое способно прояснить предложение и длинное словосочетание. Спустя время синтаксис помог разбирать не только отдельные части, но и целые тексты.

Понятие синтаксического разбора предложения

Вся наша речь строится на словах, которые мы постоянно собираем в одно предложение. Для того, чтобы понять смысл, идею и посыл, важно провести анализ. Так, в каждом отрывке существуют особые составные части. Синтаксический разбор включает в себя способность найти и выделить основные моменты в тексте, при этом поняв, каким именно является каждое предложение. Оно делится на простое и сложное. Помимо этого, важно учитывать, какой тип связи в тексте. Например, существует согласование, управление или примыкание. Обычно, для этого устанавливается главное слово, по которому и определяется смысл синтаксиса. Затем, по правилу определяется время, наклонение, действующие лица и число главных членов.

Члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение

Если бы не было деления на определенные названия, то нельзя бы было вообще понять суть синтаксиса в речи. Но, русскому языку повезло. Здесь есть всё, что необходимо для разбора.

Подлежащее. Главнейший член предложения, без которого буквально не существует нашей речи. Это может быть, как неодушевленный предмет, так и обычный живой человек. Единственные два вопроса, на которые отвечает подлежащие – это «Кто?» и «Что?». Часто употребляемые в роли подлежащего части речи – это существительное или местоимение. На письме выделять необходимо одной неразрывной чертой. Смотрите пример: моя кошка очень любит молоко. В данном предложении подлежащим будет слово «кошка», выраженное обычным существительным женского пола. Или такой пример: он обожает пиццу и морепродукты. А вот здесь подлежащим станет местоимение «он» мужского пола.

Сказуемое. Еще один важный член предложения, которые необходимо подчеркивать двумя неразрывными линиями. Основной вопрос, на который отвечает сказуемое – это «Что делать?» и «Что сделать?», «Каков?», «Кто он / Что он?». Как правило, в 80% случаев сказуемое – это глагол, т.е. действие. Например: мама любит цветы. В данном предложении слово «любит» является сказуемым, так как это действие.

Дополнение. Важный член в предложении, но не являющийся главным. Наоборот, дополнение – второстепенно. Оно относится к предмету, который отвечает на вопрос «Что?» или «Кто?», поставленный в винительном падеже. Подчеркивается такая основа пунктирной линией. Смотрите: я пишу письмо, слушаю песню. Слово «песню» будет дополнением, так как именно оно отвечает на вопрос винительного падежа.

Обстоятельство. Вспомогательная часть в тексте, важная для наполнения и красочности речи. Не было бы данного пункта – было бы скучно, уж поверьте. Итак, обстоятельство – это качество, признак, отвечающий на вопрос «Куда?», «Зачем?», «Когда?», «Как?». А вот и пример подоспел: мы уехали в Париж. Смотрите, было бы неинтересно знать, что люди просто уехали. Намного важнее узнать информация, куда именно было направление. Отсюда находим обстоятельство «в Париж», отвечающее на вопрос «Куда?».

Определение. Для того, чтобы речь была красочной, многогранной, нескучной и разной – важно включать определения. Они отвечают на вопрос «Какой?», «Какая?». Часто в речи определение выражается прилагательным, т.е. частью речь, которая описывает предмет от и до. Поглядите на пример: животные обитают в дремучих джунглях. Слово «дремучий» — как раз является определением, так как отвечает на вопрос «Какой?» помогает конкретнее представить и понять, какими именно являются джунгли.

Как выполнять синтаксический анализ простого и сложного предложения

Чтобы было понятнее, давайте возьмем несколько примеров.

Разбор простого предложения

Алексею вручили медаль за отвагу, мужество и героизм, проявленные в жестоких боях во время Великой Отечественной Войны.

Во-первых, определите основы в предложении: первая часть главная, так как здесь присутствует основное сказуемое, а вторая – придаточная, дополняющая то, о чем говорится в самом начале. По структуре предложение является утвердительным, повествовательным. По эмоциональной окраске восклицание отсутствует. Считая основы, предложение простое, двусоставное и распространенное. Здесь есть осложнение, которое выделяется запятой – как видите, вторая часть четко выражена причастным оборотом.

Разбор сложного предложения

Вчера учитель по английскому языку не записал домашнее задание, мы всем классом ничего не сделали на сегодняшний урок.

Обратите внимание на предложение, в нем есть повествование, т.е. содержится определенный факт, мини-сообщение. Если же судить по эмоциональной окраске, то восклицание отсутствует. Посчитав грамматические основы, делаем вывод, что их целых две. А это означает, что предложение сложное. Смотрите: в первой части основа слова «учитель не записал», а во второй – «мы не сделали». Союзов здесь тоже нет, а это значит, что оно – бессоюзное, но с запятой, которая разделяет две важные части.

Вот, наглядный пример того, как выглядит синтаксический разбор двух типов предложения. Нас учат в школе точно также, просто со временем все забывается.

Порядок разбора

Нас учат по-разному, с чего лучше начинать анализ. Кто-то считает, что приоритетно дать общую характеристику предложению. Другие же, наоборот, придерживаются мнения, что важно определить все части в предложении, а только затем приступать к основной характеристике. Лучше всего более верный вариант скомпоновать в небольшую памятку, чтобы вам же было впоследствии удобнее ею пользоваться.

Для начала прочитайте внимательно исходное предложение с простым карандашом в руке, определив, какова цель высказывания.

После этого посмотрите внимательно на интонацию, которая всегда прописывается в самом конце (вопросительный знак или восклицательный).

Теперь, найдите состав предложения, выделяя карандашом основу. Это может быть, как простое, так и сложное предложение.

Посмотрите, есть ли средства связи между частями, т.е. союзы, которые соединяют две части.

Имеются ли второстепенные члены. Если да, то предложение считается распространенным, т.е. включает в себя разные части речи.

Если можно, то найдите обороты. Они бывают причастными и деепричастными.

Вот так легко можно понять, что же такое синтаксический анализ. На самом деле, все это не сложно, если выучить и понять алгоритм выполнения. Вспомните, как на уроках нас часто «гоняли» и заставляли выполнять домашнее задание на синтаксис каждый раз. Набив руку, каждый школьник за считанные минуты сделает разбор предложения и представит его классу. И еще один момент: никогда не бойтесь больших текстов. Да, они оснащены огромными основами, описаниями, моментами и знаками препинания, но тем они и красочные! Мы охотнее представляем себе что-то в подробных деталях, нежели сухое предложение из пяти слов. Так что, не паникуйте при виде предложения, где полно основ и частей речи. Зато синтаксический анализ получится громоздким, но максимально открытым.

Морфологический разбор слова

Под морфологическим разбором слова понимают полную грамматическую характеристику той или иной словоформы. В ходе данного процесса нужно чётко определить, к какой из частей речи необходимо отнести анализируемое слово, какие у него постоянные и изменяемые признаки, а также в какой из форм его следует употреблять. Кроме того, определяется роль слова в заданном предложении.

Морфологическому разбору подвергаются лишь слова, которые представлены в определённом предложении. Это имеет большое значение, поскольку для русского языка характерно распространение омонимии форм, а также частей речи. Дать правильную характеристику слова, которое представляется изолированно, в отрыве от контекста, практически невозможно.

Важность морфологического разбора слова заключается в том, что быстрее осваиваются грамматические категории, а также они становятся легкоразличимыми в процессе практической деятельности.

При выполнении морфологического разбора, нужно помнить, что не для каждого слова характерно наличие стандартного набора категорий. Кроме того, могут возникнуть затруднения с чёткой идентификацией той или иной категории.

Несмотря на то, что имеются разночтения в сфере морфологического разбора слов, на текущий момент разработаны общие требования. Прежде всего, нужно следовать чёткому алгоритму. При соблюдении установленных требований, гораздо легче осуществлять морфологический разбор того или иного слова. Если отступать от правил, то это будет приводить к возникновению ошибок в ходе анализа, поскольку даже неправильный порядок разбора внесёт хаос в данный процесс.

Действия по морфологическому разбору слова осуществляют в следующей последовательности:

Записывается словоформа слова, которое анализируется – оно должно быть указано так, как его используют в контексте, не подвергая каким-либо изменениям.

Определяется для слова начальная форма. Каждая часть речи характеризуется индивидуальными правилами приведения слов в эту форму. К примеру, для существительного характерно наличие именительного падежа и единственного числа. Что касается глагола, то здесь всегда используется неопределённая форма.

Указывается грамматическое значение анализируемого слова в качестве части речи. К примеру, для существительного это будет предмет, а для глагола – действие.

Определяются грамматические категории, которые являются неизменяемыми. Такие категории также находятся в зависимости от частей речи. Если рассматривать существительное, то оно может быть собственное и нарицательное. Кроме того, используется род, склонение, а также одушевлённость и неодушевлённость. Для глагола характерно наличие возвратности, переходности, вида и спряжения.

Указывается, в какой из форм применяется слово в обозначенном контексте. Категории, которые изменяются, определяются исключительно по словоформе.

Определяется синтаксическая роль слова в указанном предложении. При этом данное предложение рассматривается очень внимательно, так как порой слова выполняют те функции, которые для них несвойственны. Например, существительное преимущественно выступает в качестве подлежащего и дополнения. Что касается глагола, то он бывает сказуемым.

Если в точности придерживаться данного алгоритма, то осуществлять морфологический разбор любого слова становится гораздо удобнее. Более того, это способствует высокому качеству выполняемой работы по проведения морфологического разбора того или иного слова.

http://progaonline.com/syntax

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях