Содержание
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Урок 26. Русский язык 2 класс ФГОС
Конспект урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
– Здравствуй, Василиса. Я вновь пришёл к тебе за помощью.
– О, Мик, здравствуй. Я очень рада тебя видеть. Чем я могу тебе помочь?
– В прошлый раз ты познакомила меня со словами, которые называются «имена существительные». Я теперь знаю, что имена существительные – это части речи, которые обозначают предметы, явления природы, события, чувства и живые существа – людей и животных. Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что?.
– Ну и память у тебя, Мик! Всё понял и запомнил с первого раза! А что же тебе непонятно?
– Видишь ли, Василиса, я так и не понял, в каких случаях к именам существительным надо задавать вопрос кто?, а в каких случаях подставляем вопрос что?
– Не переживай, Мик, это мы сейчас очень быстро разберём. Я покажу тебе два листа бумаги. На каждом из них несколько рисунков. Подумай, что общего у всех рисунков на первом листе и чем они отличаются от рисунков на втором листе?
– Так… на первом листе нарисованы стол, тарелка, камень, сосулька, солнце, дождь, самолёт, кубики, дом. На втором листе – девочка, дерево, дедушка, цветок, гриб, собака, бабочка, рыбка, птица и даже моё изображение. Надо подумать. Я понял! На первой листе все предметы неживые, а на втором – живые.
– Отлично! Ты всё правильно понял. Действительно, на первом листе нарисованы неживые предметы – то, что сделано руками человека – стол, тарелка, самолёт, кубики, дом; и то, что создано природой – камень, сосулька, солнце, дождь. Все эти слова отвечают на вопрос что?. Что? – стол, что? – тарелка, что? – камень, что? – самолёт, что? – кубики, что? – дом. Слова, которые обозначают неживые предметы или явления относят к группе неодушевлённых имён существительных.
А вот на втором листе нарисовано то, что мы называем живыми – люди, животные, птицы, рыбы, насекомые и растения.
– Ага, я понял. Все эти слова отвечают на вопрос кто?
– Нет-нет, Мик, не спеши. Здесь несколько сложнее. Несмотря на то, что всё, изображённое на этом листе – живое, но и здесь нет единства. Слова, называющие людей и животных, птиц, рыб, насекомых считаются одушевлёнными. Именно они отвечают на вопрос кто? А вот слова, называющие растения – считаются неодушевлёнными и, как и неживые предметы, тоже отвечают на вопрос что?
– Как-то это несправедливо. Ведь растения, как и животные, питаются, растут, могут поворачиваться к солнцу и даже, как утверждают некоторые учёные, могут чувствовать боль и страх. Значит, они вполне одушевлённые.
– Да, всё это так. Но в русском языке так принято, что на вопрос кто? отвечают только те живые существа, кто умеет ходить или прыгать, плавать или летать.
– Ну что же, теперь, кажется, понятно. Василиса, а ты можешь проверить, всё ли я правильно понял?
– Ну конечно, Мик. Сейчас я тебе ещё буду показывать картинки, а ты называй то, что на них нарисовано и говори, одушевлённым или неодушевлённым является это имя существительное и на какой вопрос оно отвечает.
– Отлично! Я готов!
Дорога, по дороге едет машина, рядом стоит дерево, светит солнце. Дорога, машина, солнце – все это – неживые предметы, значит неодушевлённые и отвечают на вопрос что? Дерево хоть и живое, но не ходит, не ползает и не летает. Оно тоже неодушевлённое и тоже отвечает на вопрос что?
– А вот ещё одна картинка.
– О, опять чудесная картинка природы. Озеро, на озере лодка, уточки плавают, стрекоза летит. А вдали лес виднеется. Озеро, лодка, лес – это неодушевлённые предметы. Все эти слова отвечают на вопрос что?. А вот уточки и стрекоза – одушевлённые. Эти слова отвечают на вопрос кто?.
– Молодец, Мик. Ты очень способный и, главное, внимательный ученик.
– Да-да, я запомнил. Имена существительные, которые называют людей и животных – разных животных – и зверей, и птиц, и рыб, и насекомых – называются одушевлёнными. Они отвечают на вопрос кто?. А остальные имена существительные называются неодушевлёнными. Они отвечают на вопрос что?.
– Отлично, Мик. И теперь мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Кто? или что?».
Я называю имя существительное, а ты помещаешь слово в таблицу.
– Берёза – дерево, т.е. растение, неодушевлённое. Вопрос что?
– Ветер – не человек и не животное, а явление природы. Неодушевлённое. Вопрос что?
– медведь – животное, одушевлённое, отвечает на вопрос кто?
– Лопата – неодушевлённый предмет, вопрос что?
– Бабочка… вот это вопрос… ведь слово бабочка может обозначать и красивое насекомое, порхающее с цветка на цветок, и галстук, который надевают в торжественных случаях. А что делать?
– Да все очень просто, если имя существительное БАБОЧКА обозначает красивое насекомое, как, например, в предложении «Пёстрая бабочка села на цветок», то слово БАБОЧКА будет отвечать на вопрос кто?, а если оно обозначает галстук, то, конечно, оно будет отвечать на вопрос что?
– Понятно, действительно просто.
– Давай дальше. Лисичка.
– Ну, теперь меня не проведёшь. Лисичка–гриб будет отвечать на вопрос что?, а лисичка–зверь – на вопрос кто? Гриб неодушевлённый, а зверь – одушевлённый.
– Просто замечательно. Следующее слово – ласка.
– Знаю-знаю. Ласка – животное, одушевлённое, вопрос кто? Ласка, как проявление нежности и любви, когда тебя погладят по головке, обнимут – неодушевлённое имя существительное, которое отвечает на вопрос что?
– Ну и последнее слово – товарищ.
– Ну что же, имя существительное ТОВАРИЩ обозначает человека, значит, оно одушевлённое и отвечает на вопрос кто?
– Итак, Мик, давай ещё раз проверим, как ты усвоил всё то, о чём мы сегодня говорили.
– Я готов, слушай, Василиса.
* Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
* Одушевлённые имена существительные обозначают названия людей и животных. Они отвечают на вопрос КТО?
* Все остальные имена существительные – неодушевлённые. Они отвечают на вопрос что?
– Ну что, Мик, больше не будешь путаться, когда задаём вопрос кто?, а когда вопрос что?
– Нет, Василиса. Я думаю, что не только я, но и ребята, которые наблюдали за нами, всё поняли. Спасибо тебе огромное. А теперь я улетаю на свою планету. Но очень надеюсь, что когда-нибудь вернусь на вашу замечательную планету Земля. Кстати, слово Земля тоже неодушевлённое и отвечает на вопрос что? До свидания, Василиса.
–До свидания, Мик. Надеюсь на скорую встречу.
Ну вот, Мик улетел. Пора и нам с вами прощаться, ребята. До новых встреч.
Общее понятие о словах, отвечающих на вопросы Кто? Что? (2 класс)
|
|
Комментариев пока нет |
Прокомментируйте!
Выскажите Ваше мнение:
Вакансии для учителей
http://proshkolu.ru/user/klubnaja/file/2422667/
Дидактический материал по русскому языку «Имя существительное» для 2 класса
I Ознакомление с теоретическим материалом
Прочитай текст.
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает:
- Конкретные предметы:стол, книга, ручка, пенал, карандаш.
- Живые существа: собака, крокодил, муравей, слон .
- Явления природы: дождь, иней, молния .
- События: война, революция, праздник, митинг, парад .
- Процесс, действия: рост, развитие, бег, стрельба, ходьба .
- Абстрактные понятия: храбрость, смелость, дружба, ловкость .
Имена существительные бывают собственные (географические названия рек, морей, гор, населённых пунктов, стран; имена, отчества, фамилии людей, клички животных) и нарицательные ( девочка, река, город ). Имена собственные пишутся с большой буквы: Юрий Алексеевич Гагарин, город Москва, река Волга, страна Россия, собака Бим.
Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые . Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто?, называют одушевлёнными ( мама, дедушка, медведь, гусеница, голубь, карась ). Остальные имена существительные отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые имена существительные ( телефон, ваза, тетрадь ). Слова, называющие различные чувства, настроение, черты характера, явления природы, отвечают на вопрос что? и являются неодушевлёнными именами существительными ( радость, гнев, смелость ).
Имена существительные бывают трёх родов :
мужской род женский род средний род
врач кошка окно
ливень стена золото
Имена существительные изменяются по числам : единственное число ( голова , коза, мышка ), множественное число ( головы, козы, мышки ).
Есть имена существительные, которые имеют только множественное число ( ножницы, брюки, сани ) или единственное число ( молоко, кофе , серебро ).
Чтобы определить род имени существительного во множественном числе, надо поставить его в начальную форму ( задать вопрос кто? или что? ).
Проверь себя, самостоятельно вписывай ответы:
- Имя существительное – это _________ речи, которая отвечает на вопросы _________? и _________?
- Приведи примеры имен существительных:_____________________________________________________________________________________________________________________________.
- Имена существительные бывают собственные и ___________________
- Имена существительные бывают ________________и неодушевлённые.
- Имена существительные бывают ________ родов: __________________ род, __________________ род, _________________ род.
- Имена существительные изменяются по _______________________________.
II Задания для самостоятельной работы
Прочитай задание и выполни самостоятельно:
- Посмотри вокруг себя. Напиши имена существительные.
- Из предложенных слов выпиши имена существительные: жаркий, далеко, море, страна, идти, по, мама, низкий, бежать, работа, красивый, мир, город, летит, автобус, учитель, любимая.
- Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные одной чертой.
Наш класс светлый и чистый. Сегодня мы д.журные. Лена и Коля вытирали пыль. Таня и Света мыли пол. Люда поливала цв.ты.
- Отгадай загадки, напиши отгадки, разделив ответы на группы.
а) В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает.
Клонится к земле лоза.
б) Над цветком цветок тот пляшет,
Веерками крыльев машет.
Так прекрасен он, хорош,
Но на клумбе не найдешь.
в) Дремлют на подушке
г) Над цветами кто летает,
Сок цветочный собирает,
В домик свой его несет,
Из него готовит мед?
На веселую игру.
Только вкусен и съедобен.
Хоть зеленые бока,
Мякоть красная сладка.
кто? что?
- Запомни изображённые предметы. Напиши их названия по памяти, закрыв картинки листком бумаги. Распредели слова, отвечающие на вопрос кто? или что?, в два столбика.
кто? что?
- а). Из слов каждой строчки составь предложения и запиши их.
На, нежные, развернулись, берёзах, листочки.
Золотые, в, распустились, траве, цветы, зелёной, одуванчика.
Выползают, майские, из-под, жуки, земли.
б). В каждом предложении подчеркни имена существительные.
- Подбери проверочные слова так, чтобы они оказались именами существительными.
Закр.чал — ___________, пом.рились — _________, п.левой — ____________, пл.сал — ______________, сп.ртивный — ____________, ст.пной — ___________.
- Выпиши имена собственные: река Днепр, город Одесса, мальчик Слава, гора Эльбрус, попугай Кеша, корова Ночка, собака Тузик, бабушка Валя.
- Запиши слова в два столбика: Лена,Урал, камень, гора, ваза, кувшин, корова, Зорька, Пётр, Иван, Кавказ, берёза, Михайлов.
Имена собственные Имена нарицательные
______________________ _____________________
______________________ _____________________
______________________ _____________________
______________________ _____________________
______________________ _____________________
______________________ _____________________
______________________ _____________________
- Составь предложения из слов и запиши:
Бурёнка, на, паслась, корова, лугу.
Кошки, были, Мурки, котята, у, Пушок, и, Рыжик.
Бурана, пруду, к, ведёт, коня, Саша.
Подчеркни в каждом предложении одной чертой имена собственные, двумя чертами – нарицательные.
- Образуй и запиши однокоренные одушевлённые имена существительные:
Пожар — _________________, мясо — _______________, лыжи — ____________,
бой — _____________, коровник — ______________, футбол — _______________,
грибы — ________________, баян — ________________, скрипка — ___________.
- Прочитай вопрос и ответь на него полным предложением. Запиши ответ.
Кто ловит рыбу__________________________________________________
Кто ухаживает за лесом?__________________________________________
Кто летает на самолёте?__________________________________________
Кто смотрит за садом?____________________________________________
Одной чертой подчеркни одушевлённые существительные, а двумя – неодушевлённые.
- Продолжи запись названий насекомых, рыб, птиц, цветов, овощей, деревьев.
Насекомые: шмель, оса, ___________________________________________.
Рыбы: лещ, щука, _________________________________________________.
Птицы: ласточка, кукушка, _________________________________________.
Цветы: мак, роза, __________________________________________________.
Овощи: огурец, перец, _______________________________________________ .
Деревья: осина, тополь, ______________________________________________.
Подумай, это одушевлённые или неодушевлённые имена существительные?
- Прочитай. Распредели слова на две группы, задав к ним вопрос что? или кто?
Запиши слова, подчеркни орфограммы.
(А, а)ндрей, (Ж, ж)учка, (Я, я)блоко, (К, к)апуста, (И, и)рина, (П, п)омидор, (А, а)пельсин, (К, к)иви, (Ш, ш)арик, (Т, т)ыква, (В, в)ладимир, (Г, г)недой.
Кто? _______________________________________________________________________________________________________________________________________
Что? _______________________________________________________________________________________________________________________________________
- Правильно закончи начатое предложение, выбрав одно слово из скобок. К каждому выбранному слову задай вопрос кто? или что? Запиши полученные предложения.
Сапог имеет (шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговица).
В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
Дерево всегда имеет (листья, цветы, плоды, корень, тень).
Один Много
Разряды имён прилагательных
По лексическому значению и грамматическим признакам имена прилагательные делятся на три разряда: притяжательные, относительные и качественные.
Разряд | Признаки | Пример |
---|---|---|
Притяжательные | – Указывают на принадлежность – Отвечают на вопрос чей? | папин зонт Маринин карандаш |
Относительные | Обозначают место, время, материал и так далее | центральный пляж вчерашний хлеб железный ключ |
Качественные | – Имеют степени сравнения | горячий – горячей |
– Образуют краткую форму | красивый – красив | |
– Сочетаются с наречиями меры и степени (очень, слишком и т. д.) | слишком бедный |
Притяжательные прилагательные
Притяжательные имена прилагательные – это слова, указывающие на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному (чей он, кому принадлежит). Притяжательные прилагательные отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?:
Вопрос | Пример |
---|---|
чей? | мамин шарф, папин друг |
чья? | бабушкина пряжа, волчья ягода |
чьё? | мамино пальто, лисье чутьё |
чьи? | кошачьи следы, дедушкины очки |
Притяжательные прилагательные образуются только от одушевлённых существительных с помощью суффиксов -ИЙ, -ОВ(-ЕВ), -ИН(-ЫН), -ОВСК(-ЕВСК), -ИНСК(-ЫНСК):
курица – куриц ын ,
отец – отц ов , отц овск ий,
мама – мам ин , мать – матер инск ий.
Словосочетание существительное + притяжательное прилагательное можно заменить словосочетанием существительное + существительное, например:
папин брат – брат папы,
волчий вой – вой волка.
Относительные прилагательные
Относительные имена прилагательные – это слова, обозначающие признаки предметов по их отношению к другим предметам или лицам. Такие признаки указывают:
- Из какого материала сделан предмет:
золотое кольцо – кольцо из золота .
Для кого предназначен предмет:
детский сад – сад для детей .
Отношение предмета к определённому времени:
зимнее затмение – затмение зимой .
Отношение предмета к месту:
горная вершина – вершина горы .
Отношение предмета к области деятельности:
спортивный журнал – журнал про спорт .
Как видно из примеров, относительные прилагательные можно заменять существительными, не теряя при этом смысла словосочетания.
Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, кратких форм, синонимов и антонимов.
Относительные прилагательные образуются от существительных с помощью различных суффиксов:
вечер – вечер н ий,
скала – скал ист ый.
Если основа существительных оканчивается на согласные Г, К, Х, Т, Ц – то может происходить чередование согласных букв:
дру г – дру ж еский, но ма г ия – ма г ический;
таба к – таба ч ный, но пар к – пар к овая;
пасту х – пасту ш ий, но ду х – ду х овный;
студен т – студен ч еский, но парке т – парке т ный;
солн ц е – солне ч ный, но свине ц – свин ц овый.
Качественные прилагательные
Качественные имена прилагательные – это слова, обозначающие признаки предметов, которые могут проявляться в большей или меньшей степени. Качественные прилагательные обладают следующими признаками:
- Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком:
очень сладкий, слишком большой.
Имеют полную и краткую форму:
быстрый – быстр, красивый – красив.
быстрый – медленный, красивый – страшный
Большинство антонимов можно образовать с помощью приставки не-:
маленький – немаленький (большой), яркий – неяркий (тусклый).
Образуют сложные прилагательные путём повтора:
Имеют степени сравнения:
яркий – ярче, более яркий, ярчайший, самый яркий.
Примечание: не каждое качественное прилагательное обладает сразу всеми перечисленными признаками. Прилагательное считается качественным, если обладает хотя бы несколькими из них.
Обратите внимание, что качественные прилагательные, в отличие от притяжательных и относительных, обозначают признак самого предмета вне его отношения к другим предметам. Это может быть характеристика предмета по цвету (жёлтый, белый), весу (легкий, неподъёмный), размеру (маленький, огромный) и т. д.
Переход прилагательных из одного разряда в другой
Притяжательные, относительные и качественные прилагательные могут употребляться в переносном значении, при этом притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, относительные – в разряд качественных, качественные – в разряд относительных.
Прилагательное | Разряды | ||
---|---|---|---|
притяжательный | относительный | качественный | |
волчий | волчий вой | волчья (из меха волка) шуба | волчий (злой) взгляд |
стальной | – | стальная (из стали) кружка | стальные (крепкие) мышцы |
мирный | – | мирное (во время мира) время | мирный (спокойный) характер |
заячий | заячья лапа | заячья (из меха зайца) шапка | заячий (трусливый) характер |
живой | – | живой цветок | живая изгородь |
Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, если они приобретают признаки этих разрядов. Из примеров, представленных в таблице видно, что волчий и заячий, при употреблении их в качестве материала для предмета, переходят в разряд относительных прилагательных. При использовании их в переносном значении, они становятся качественными.
Качественные прилагательные могут переходить в разряд относительных, если они начинают обозначать постоянное свойство предмета:
кислая ягода – кислая реакция,
кривая избушка – кривая линия.
Как определить разряд прилагательного
Каждый разряд прилагательных имеет ряд характерных признаков, которыми не обладают другие разряды:
Качественные | Относительные | Притяжательные |
---|---|---|
|
очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком.
Образование сложных прилагательных с помощью повтора:
Образование прилагательных с приставкой НЕ-:
Могут иметь антонимы:
Могут иметь синонимы:
недорогой – дешёвый,
мутный – расплывчатый.
Могут образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
слабый – слабенький – слабоватый.
Могут образовывать наречия на -О, -Е:
- Указывают на отношение одного предмета к другому
- Можно подобрать синонимичное словосочетание:
золотое кольцо – кольцо из золота.
- Обозначают принадлежность
- Отвечают на вопросы:
чей? чья? чьё? чьи?
Чтобы определить разряд прилагательного надо посмотреть каким признакам данное прилагательное соответствует. Рассмотри несколько примеров:
Пример 1.
Определить разряд прилагательного:
Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:
Прилагательное отвечает на вопрос какое?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Теперь попробуем подобрать синоним:
орлиное означает хорошее, отличное.
Раз к прилагательному удалось подобрать синоним, значит оно качественное.
Пример 2.
Определить разряд прилагательного:
Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:
Прилагательное отвечает на вопрос чья?, следовательно оно притяжательное.
Пример 3.
Определить разряд прилагательного:
Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:
человек какой? наблюдательный .
Прилагательное отвечает на вопрос какой?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Можно попробовать подобрать синоним или посмотреть, может ли данный признак проявляться в большей или меньшей степени:
наблюдательный означает внимательный,
наблюдательный – наблюдательнее, самый наблюдательный.
У прилагательного есть синоним и степени сравнения – прилагательное качественное.
Пример 4.
Определить разряд прилагательного:
Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:
мороженое какое? клубничное .
Прилагательное отвечает на вопрос какое?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Относительно мороженого у признака клубничный не может быть синонимов и степеней сравнения, так как мороженое не может быть более или менее клубничным. Значит можно попробовать подобрать синонимичное словосочетание:
клубничное мороженое – мороженое из клубники .
Данное словосочетание указывает на отношение одного предмета к другому, значит прилагательное является относительным.
Добавить комментарий